Доклад иеромонаха Тимофея (Дьяконова), насельника Николо-Берлюковского монастыря, на конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности» Рождественских образовательных чтений (7 декабря 2023 года).


Творчество является неотъемлемой частью природы человека. Человек не может не творить – это то, что мы получили через божественное «дыхание жизни» (Быт. 2:7), через Адама.

Всё, что мы видим вокруг рукотворного — дела рук человеческих — все это творчество конкретных людей в конкретном времени. В свою очередь творческая деятельность порождает культуру, и даже так называемое «бескультурье» – также результат творчества. В этом смысле можно сказать: какое творчество — такая и культура.

Мы рассматриваем сегодня тему творчества истинного. Термин «истина» переживает настоящий кризис в окружающем мире, потерявшим всякие ориентиры. Эпоха постмодерна, в которую погружено мировое общество, имеет следующий лозунг: «Всё одинаково истинно, одинаково ценно и одинаково хорошо!» 

«Что есть истина?» (Ин. 18:38) — вторит пилатовскому вопросу современный человек. И как у Спасителя не было ответа для римского начальника, так и сегодня – но не потому, что ответа действительно нет, вопрос сформулирован неверно. Истина – не «что-то», а Кто-то. Истина для нас – Христос. И пребывание с Ним есть пребывание в Истине.

Христос есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Другими словами, совершая свой путь восхождения к Истине, человек именно и может сказать, что он жив – в глубочайшем смысле этого слова.

«Человек создан для того, чтобы потреблять,» – подскажут нам из-за ограды церковной. То есть, индивид в первую очередь изменяет мир вокруг, потребляя его. Изменение же самого индивида имеет факультативный характер.

Но мы утверждаем совсем другое. Человек призван вырасти из данности бытия, чтобы быть причастником Божественной природы. Это предполагает обратное – мы изменяемся изнутри, а через это и преображается внешний мир. Такое не происходит само собой, невозможно достичь этого постепенно и «эволюционно».

Каждый наш шаг в духовной жизни: имеем в виду возрастание в любви Христовой и освобождение от страстей – ведь именно таким образом мы можем стать ближе к Истине – все это требует всецелого напряжения внутренних сил, отвержения самих себя. Митрополит Антоний Сурожский рассуждает об этом так:

«На каждом шагу творение, которое было призвано к Богу, в глубину общения с Живым Богом, должно быть готово отвергнуть ту степень красоты, блаженства, которая ему принадлежит, совлечь с себя все это, чтобы встать в совершенной наготе становления и двинуться в неизвестность.» (Богословие красоты. Беседа вторая)

Мы знаем, что наша брань не против человека как такового, но «но к началом и ко властем… тьмы, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12). Митрополит Антоний в той же беседе рассуждает о природе зла и приходит к такому возможному объяснению падения ангелов:

«Когда ангелы Божии возрастали от славы к славе, от красоты к красоте, в какой-то момент один или несколько ангелов, глядя на себя, дивясь своей собственной красоте, задумались: «А есть ли смысл? Стоит ли рисковать всей этой красотой, всей славой, всем великолепием, всем величием, чтобы снова стать полностью нагими и двигаться дальше? А что, если следующий шаг будет не таким, как мы ожидаем?»» (Богословие красоты. Беседа вторая)

Таким образом, часть ангелов отпала, а вслед за ними отпал и человек. И глядя на окружающий нас мир, который «во зле лежит» (1Ин. 5:19), мы можем видеть огромный путь, складывающийся из не пройденных шагов навстречу Богу.

Взяв в отдельности любое проявление зла в этом мире, например печи в Освенциме, мы ужаснемся и воскликнем: «Как такое возможно? Как это могло случиться?» Но если рассматривать подобное явление лишь как малое звено в огромной цепи несовершенных шагов, то тогда все становится на свои места. Каждый раз, выбирая между Истиной или своей волей, поврежденной грехом, человек выбирает второй вариант. Причем, и в этом действии мы видим роль творца-человека, процесс также преображает делателя изнутри. Вдобавок, для достижения своих целей могут прилагаться неимоверные усилия. Правда, следование этому пути все более делает его подобным падшим ангелам. И такие творения порождают соответствующую культуру ненависти и отрицания самой человеческой природы.

Напротив, человек, движимый божественной любовью, шаги навстречу Богу совершает. Они зачатлеваются главным образом на внутренних скрижалях сердца подвижника, но нередко и проявляются во внешний мир. В этом процессе, в преизбытке внутренних переживаний поиска и обретения Истины рождаются плоды истинного творчества. Они могут быть излиты на бумагу или холст, выкованы в металле или высечены в камне. В зависимости от таланта они могут быть разными, но их объединяет главное – они имеют отпечаток Истины. И приходящий и соприкасающийся с плодами истинного творчества не может не чувствовать дуновение Вечности, призывающее самого зрителя начать свое творческое восхождение.

Ветхозаветные праведники Авраам, Моисей и Илия – каждый в свое время восходили на гору. Возвращались они уже совсем иными людьми, преображенными изнутри. На вершине каждый из них встретился с Богом, перед этим полностью совлекшись себя – своего ветхого человека. Плодами этого истинного творчества для первого стало подтверждение обетования о грядущем Мессии, для второго – скрижали Завета, для третьего – таинственный опыт зрения Бога.

Мы каждый день читаем 50-й псалом. Причиной его написания было покаяние царя и пророка Давида или по-другому – изменение его образа мыслей, которое безусловно было актом творчества.

Евангельская хананеянка не отступила от Спасителя после нелицеприятных слов, сказанных в свой адрес. В ответ она обнаружила глубину своего смирения и веры, тем самым через века призывая и нас к подражанию в своем творческом движении к Богу.

Для всех нас известны последние слова свт. Иоанна Златоуста: «слава Богу за всё!» Драгоценными они стали для нас потому именно, что сказаны были после пройденного горнила искушений и страданий, явились итогом и творческой оценкой исповеднического пути святителя.

В целом же, новозаветная эпоха через водительство Святого Духа явила нам бесчисленные примеры истинного творчества, породив тем самым истинную культуру, фундамент которой полагался в святости, преображении природы человека. А средоточие ее заключается в таинственной встрече человека с Богом, которая происходит в сердце, очищенном от страстей и наполненном любовью Христовой.

Церковь Христова сквозь века являет человечеству Истину, приобщаясь к Которой человек может найти дорогу к истинному творчеству, преображению себя и мира вокруг согласно замыслу Всеблагого и Любящего Творца.

Спаситель сказал Своим ученикам: «вы – соль земли» (Мф. 5:13), тем самым призывая быть примером для внешнего мира. Тем более это касается монашествующих, и для нас это непрестанный призыв к понуждению себя, быть делателями истинного творчества через возрастание в Христовой любви и борьбе со страстями.