Храм Христа Спасителя

Обретение в монастыре иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и последущие многочисленные исцеления от сего образа вызвали большой приток боголольцев и паломников в обитель. Монастырский Троицкий собор в котором находился чудотворный образ не вмещал всех желающих и молящиеся были вынуждены стоять вне храма. Такая ситуация натолкнула на мысль Московского купца и близкого друга настоятеля Венедикта Афанасия Емельяновича Щекина о возведении нового соборного храма во имя чудотворной иконы Спасителя. А.Е. Щекин изложил свою мысль писменно настоятелю монастыря и приложил к оному 15-ть тысяч рублей серебром. В августе 1835 года с разрешения Московской Духовной Консистории и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) состоялась торжественная закладка храма.

Вскоре после закладки было опубликовано «Воззвание к православным христианам любящих благолепие храмов Господних» от имени настоятеля монастыря иеромонаха Венедикта с братией:

«Сорадуясь в сем, притекающим в нашу обитель к цельбоносной Иконе мы чувствуем священную скорбь от того, что пламенное усердие поклонников не может быть удовлетворяемо по причине непоместительности настоящего храма обители. Нередко случается, что путники, принуждены бывают во время Божественной литургии стоять вне храма от тесноты народа… по испрошении благословения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета, решаюсь приступить к построению новаго соборнаго храма во имя Христа Спасителя лобзаемаго Иудою».

Храм строился на пожертвования: Афанасия Емельяновича Щекина, княгини Ольги Михайловны Мосальской, княгини Варвары Михайловны Нарышкиной, графини Анны Сергеевны Шереметьевой, графини Марии Сергеевны Зориной, Варвары Сергеевны Кавериной, Давыда Ивановича Широкова, Петра Никитича Желудева, Иродиона Васильевича Воробьева, Ивана Федоровича Болдина, Варвары Гавриловны Тюляевой, Ивана Симеоновича Лабзина, Григория Тимофеевича Татарникова, Веры Михайловны Алексеевой, Василия и Симеона Логгиновичей Лепешкиных, а также купеческих династий Соловьевых и Савельевых и многих православных христиан.

Храм Христа Спасителя

Храм строился по проекту Московского архитектора Федора Михайловича Шестакова. Строительство храма было полностью завершено в 1847 году:

«Каменный, о пяти гловах; из коих средняя глава вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки вызолочены чрез огонь, а четыре главы из белаго железа; на них кресты, яблоки и ложки под главами вызолочены под кремень. Внутри собор оштукатурен. Пол выстелан Гжельской лещадью, а спупени и Амвон из белаго камня. Собор покрыт весь железом и окрашен медянкою. При соборе три входных крыльца: с западной стороны площадка и на три схода ступени чугунныя, а боковыя устроены из белаго камня… Олтарь купол и своды росписаны живописью и Арабесками до корниза, стены покрыты колером. Иконастас напротяжении 33-х аршин в два яруса вызолочен и с резбою рококо».

В храме был установлен иконостас столярный с полуколоннами, с резьбою рококо, вверху с крестом и резным на нем распятием с резными изображениями Серафимов,- весь вызолочен на полимент. Изготовлен на пожертвования купца Давыда Ивановича Широкова, который за сие богоугодное дело получил благословение Святейшего Синода. В алтаре и на стенах вместо стенной живописи были установлены написанные на полотне в вызолоченных рамах священные картины числом десять.

Храм во имя Христа Спасителя был освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) и «с Собором Почетнаго Духовенства Московскаго и братией обители и при многочисленном собрании из обитателей Царствующего града Москвы знатнейших фамилий » 12 сентября 1847 года.

В 1855 году отошел в вечность настоятель монастыря архимандрит Венедикт и во уважение его больших заслуг пред обителью святой погребен в специально устроенном склепе под алтарной частью храма. В 1862 – 1863 годах под храмом Христа Спасителя был построен крестообразный в плане подвал по проекту архитектора Николая Ильича Козловского, что крайне благоприятно сказалось на микроклимате храма. В 1865 – 1866 годах храм был снаружи оштукатурен и покрашен в голубой цвет, а также была довершена его внутренняя отделка на пожертвования Ивана Симеоновича Соловьева с братьями.

Храм выстроен в стиле позднего классицизма с более поздними деталями псевдорусского стиля.Кирпичное оштукатуренное здание покоится на белокаменном подклете. Кубический его объем не имеет апсидных выступов и тем самым ориентирован на все четыре части света; со стороны каждой к нему примыкают плоские притворы. Притворы по фасадам декорированы пилястрами и фронтоном, на котором когда-то было живописное изображение.

В стенные проемы между плоскими пилястрами по всему периметру храма располагаются окна едва света: первый составляют окна с полукруглым завершением и килевидными тягами, над ними — второй свет — круглые окна.

Венчается храм мощным пятиглавием. Высота основного центрального барабана с полусферическим куполом равна высоте четверика, что несколько утяжеляет храм. Над центральным куполом — еще один световой барабан, на котором уже установлена главка с крестом. Остальные четыре главы имеют основания в виде восьмериков, поставленных в два яруса.

Основой для его построения послужил один из проектов, поданный на конкурс Исакиевского собора, проводившийся в России в середине прошлого века.

Храм Христа Спасителя всегда был летним собором обители. Живопись исполнена в академической манере, как это и было принято в церковном искусстве 2-ой половины XIX века.