В своём Слове святитель Андрей, архиепископ Критский называет праздник Рождества Пресвятой Богородицы “началом праздников”. Действительно, неделю назад мы встречали начало индикта – церковное новолетие. Сегодня мы празднуем Рождество Богородицы – первый двунадесятый праздник, с которого начинается наш церковный год.

Почему это событие для нас так важно, что возведено в разряд двунадесятых праздников? Ведь в Новом Завете о Рождестве Девы Марии ничего не сказано, и о Её земной жизни в целом Священное Писание даёт нам весьма скудные сведения. В основном информацию о Богородице мы черпаем из Священного Предания.

Что же начинается этим событием? В каноне праздника говорится: “Пребезначальное Начало начало приемлет из Тебе, Богородительнице, плотским временем” (богородичен 4 песни). То есть Господь (Пребезначальное начало) получил начало в Богородице. Мы все привыкли к тому, что когда мы говорим: спасение, то подразумеваем Спасителя. Но Бог Слово – Второе Лицо Пресвятой Троицы – нас ради и нашего ради спасения должен был ещё воплотиться и вочеловечиться, то есть стать человеком, воспринять нашу человеческую природу. Ведь по принципу, сформулированному свт. Григорием Великим: что не воспринято, то не уврачёвано.

Поэтому-то Богу нужно было стать человеком, родиться так, как рождаются все люди, стать нам подобным во всём, кроме греха. Но кто бы мог вместить Невместимое, кто мог стать живым храмом ля Бога? Чистая непорочная Дева смогла бы стать Его Матерью “от всех родов произбранную в жилище всех Царя и Зиждителя, Христа Бога, во исполнение Божественнаго смотрения (замысла)” (стихиры на Господи Воззвах).

Таким человеком стала Дева Мария, чистейший сосуд, вымоленная родителями у Бога. Её родители праведные Иаоким и Анна жили вдали от царских дворцов в маленьком галилейском городе Назарете и были уже в преклонных летах. Они отличались праведной жизнью, но к их скорби были бездетны. Причиной такой печали было то, что в то время мир пребывал в ожидании Спасителя, который должен был появиться на свет в среде народа избранного. Поэтому каждый еврей через рождение детей являлся потенциальным участником Божественного замысла о спасении человечества. Это означало, что еврейском народе многочадие считалось благословением Божиим, а бездетность проклятием за грехи. Долгая жизнь в ожидании ребёнка, непрестанная молитва об это, воспитание смирения, кротости. Наверное, это неплодство было попущено Богом, чтобы праведная чета духовно подготовила себя к важнейшей миссии.

В силу бездетности Иоаким и Анна порой вынуждены были претерпевать поношение от своих собратьев не смотря на свою праведность. Предание говорит, что первосвященник Иссахар не принял жертву Богу, принесённую Иоакимом в храм, сказав: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Пристыженный Иоаким удалился в пустыню, где пребывал в посте и молитве. Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Своего ребёнка они обещали посвятить Богу.
Через положенный срок на свет появилась Дева Мария, которую в три года родители отдадут на воспитание в Иерусалимский Храм, исполнив своё обетование Богу.

Так маленькая Дева Мария стала частью божественного замысла, началом тайны Боговоплощения, дотоле сокрытой в Боге, неведомой для всех существ – от Ангела до человека и от человека до червя, для всех абсолютно, иначе дьявол бы сделал всё для него возможное, чтобы нарушить Божественный замысел и не дать Господу прийти в мир для спасения людей. Ведь враг рода человеческого несомненно делает всё возможное, чтобы поработить людей. Потому что кто владеет человеком, тот и владеет миром.

Так началось спасение человека, его путь к обожению: через Рождество Приснодевы, от Неё Единородного Сына – Господа Иисуса Христа человек, проклятый, обречённый на земные страдания и адские муки, был помилован, примирён с Богом, удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.