Первый штурм. Поражение германцев и Высочайшее посещение Осовца Государем Императором Николаем II
Германские войска подошли к Осовцу уже в сентябре 1914 года. К этому времени немцам удалось стремительно занять целый ряд крепостей. 6 сентября 1914 года приказом по крепости № 147 за подписью коменданта, всем чинам было предписано свято исполнять свой долг до конца.
С самого первого дня «гарнизон крепости, все, от мала до велика, каждый по своей специальности, рука об руку, дружно, помогая друг другу, в сознании великой ответственности и движимые беззаветною верностью и преданностью своему долгу выполняли сложные и многочисленные работы по усовершенствованию обороноспособности крепости, вверенной их защите твердыни. Не зная отдыха, ни днем ни ночью, ни праздников гарнизон выполнил по истине гигантскую работу; и действительно, ко дню появления неприятеля перед крепостью таковая была неузнаваема»1 .
До границы с Пруссией от крепости было рукой подать, а поэтому ждать противника долго не пришлось. К Осовцу подошло 40 германских батальонов, имея многократный численный перевес, враги пошли в атаку. Им удалось оттеснить русские роты настолько, что немецкая артиллерия смогла начать обстрел Осовца, так как «из Кенигсберга были доставлены 60 тяжелых орудий калибра до 203 мм. Большинству читателей это мало о чем говорит, так что поясним на таком примере. Когда в Грозном при штурме президентского дворца Дудаева наша армия сделала выстрел из пушки этого калибра, в эфир понеслись панические крики, мол, русские применили ядерное оружие.
После двух дней интенсивного обстрела германцы решили: противник достаточно шокирован, чтобы стать легкой добычей. Они снова пошли на штурм, но шквальный огонь нашей артиллерии заставил их залечь. На следующий день последовал еще более неприятный сюрприз. Русская пехота, предположительно деморализованная громадным превосходством немцев и жестокой бомбардировкой, вдруг ринулась во фланговые контратаки. Германцы спешно отступили, отводя артиллерию. Стало ясно, что нахрапом здесь ничего не добиться2 .
По всей видимости, тевтонские полчища рассчитывали на быструю победу и здесь, в особенности учитывая, что, согласно сохранившимся историческим документам, как численный, так и боевой потенциал Осовецкого гарнизона значительно уступал Новогеоргиевскому3 , а как известно, огромная первоклассная крепость Новогеоргиевск сдалась после 10 дней сопротивления, будучи осажденной 45 батальонами ландвера4 .
Крепость и окрестности были буквально завалены громадным количеством немецких снарядов: «По приблизительному подсчету, германская артиллерия выкинула 35-40 тыс. снарядов! Над крепостью нависла туча дыма, которая не рассеивалась несколько дней. Колоссальные «чемоданы» полетели с полей на Осовец, ложась прихотливым узором в районе крепости и вне его. Канонада не переставала ни на минуту, — германский огонь то всей своей силой обрушивался на один форт, то распространялся по всем фортам»5 .
Наши воины, как и всегда, совершали массу героических подвигов: «Комендант одного из фортов, будучи ранен, вырвался из лазарета и, явившись на форт, лично руководил боем. Того требует от меня долг, — говорил он. Такова безумная храбрость русского человека и презрение к смерти»6 . В этом повествовании идет речь о штабс-капитане Мартынове, который будучи раненым, выписался из лазарета, несмотря на советы врачей, доблестно и мужественно командовал батареей во время бомбардировки, за что впоследствии был представлен к ордену святого Великомученика и Победоносца Георгия7 .
Вначале немцам удалось с боем занять наши укрепленные полевые позиции и выйти на подступы к крепости, с которых удобно было вести по фортам прицельный огонь. Однако враг значительно недооценил боевой потенциал крепости и ее гарнизона. По воспоминаниям С.А.Хмелькова: «Первая атака… длилась всего пять-шесть дней, немцы обстреляли крепость 15–20-см артиллерией и под давлением корпусов 10-й армии принуждены были снять осаду и отойти в пределы Восточной Пруссии»8 .
В документе «Конспект военных действий под крепостью Осовец» приводится немало героических моментов, действий наших солдат и офицеров: «Телеграфисты под тем же убийственным огнем исправляли повреждения телеграфных и телефонных линий, пехота несла строевую и разведывательную службу, бодрствуя в ожидании штурма, помогая саперам исправлять повреждения наносимые неприятельскими снарядами, тушить возникающие пожары, помогала вывозу раненых. Последнее в последующие дни затруднялось еще и тем, что дороги были изрыты снарядами и завалены деревьями и раненых приходилось носить на руках. Нелегко было и другим частям гарнизона крепости: у каждого дела опасного и ответственного было много; об отдыхе, даже ночью, никто и не думал.
Под этим адским огнем гарнизон крепости доблестно исполнял свой долг, всеми имеющимися средствами, противодействуя противнику. Особо трудная работа выпала на долю крепостной артиллерии — бороться с превосходной численно и по калибру артиллерией немцев, отлично к тому же маскированной в лесу. Русские защитники успешно вели огонь, находясь на открытой местности под постоянным огнем врага, среди ужасающих взрывов снарядов и шрапнели, рвущихся кругом…
Несмотря на невыносимо трудные условия борьбы ни одна из наших батарей не замолчала до конца бомбардировки и несомненно имела значительный успех, нанося оглушительный вред и потери немцам»9 .
Наша крепость с честью выдержала испытание и оправдала возлагавшиеся на нее надежды. А состоявшееся в эти же дни, под свист тысяч пуль и грохот орудий, Высочайшее посещение крепости Государем Императором Николаем II вызвало небывалое воодушевление русских героев и придало им непоколебимую веру в победу и сокрушение врагов Отечества10 .
Государь Император посетил один из фортов и Покровскую крепостную церковь, пострадавшую при бомбардировке. Церковь была расположена на обширном плацу цитадели крепости, она была каменная, имела форму креста и вмещала более 800 человек. Церковь была заложена в 1888 году, а в 1903 году был освящен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В приделе имелась икона святителя Николая, Высочайший дар Государя Императора Николая II, в память посещения церкви Его Величеством 26 августа 1897 года, в серебряно-позлащенной и покрытой эмалью ризе.
Его Величество «Перекрестился перед образом святителя Николая Чудотворца, который подарил этому храму в мирном 1897 году. При разговоре со священником спросил, было ли страшно при бомбардировке. Тот ответил:
– Нет, Ваше Императорское Величество. Только мне скучно стало, когда снаряды стали ложиться близ церкви, и я пошел в храм.
Государь улыбнулся и уехал из крепости очень довольный. У него было необъяснимое свойство посещать ключевые места русской обороны накануне каких-то жесточайших для них испытаний. Так было с посещением Саракамыша, где горсть наших воинов выдержала вскоре удар турецкой армии. Где Петербург, а где Саракамыш? О нем и большинство генералов слыхом не слыхивало. Вдруг там появляется на виду врага Царь, воодушевляет, окрыляет бойцов, а вскоре весь мир повторяет имя этого заштатного, ставшего легендарным городишка. Так было и с Осовцом11 .
После неудачного сентябрьского штурма немцы несколько месяцев анализировали ситуацию и ждали, когда замерзнут река и болота. Враг тщательно готовился. Очень нужен был врагу наш Осовец, за которым лежал путь на Белосток, Гродно и Минск.
Продолжение следует…
- РГВИА. Фонд 13140, опись 1, дело 368. Л. 22 [↩]
- Григорян Владимир. Осовец не сдается. Ссылка с сайта http://www.rusvera.mrezha.ru/. [↩]
- Гарнизон Осовца состоял из двух полков (225-го Ливенского и 226-го Землянского пехотного), двух батальонов ополченцев, двух артиллерийских батальонов, саперного подразделения и подразделений обеспечения. На вооружении гарнизона состояло около 200 орудий калибра от 57 до 203 миллиметров. Пехота была вооружена трехлинейными винтовками Мосина, ручными пулеметами системы Мадсена образца 1902 и 1903 гг., станковыми пулеметами системы Максима образца 1902 и 1910 гг., а также картечницами системы Гатлинга. См.: Хмельков С.А. Борьба за Осовец. М.: Гос. воен. издат. Наркомата обороны СССР. 1939. В. В. Буняковский также характеризует Осовец как «крепость 3-го класса, незаконченной постройки» [↩]
- Защита крепости Осовец. Атака мертвецов. Ссылка с сайта http://statehistory.ru/ [↩]
- Славные дни Осовца. Русский Паломник. 1914. № 41. С. 664а-664б. [↩]
- Там же. С. 664б. [↩]
- РГВИА. Фонд 13140, опись 1, дело 368. Л. 22. [↩]
- Хмельков С.А. Борьба за Осовец. М.: Гос. воен. издат. Наркомата обороны СССР. 1939. С. 3. [↩]
- РГВИА. Фонд 13140, опись 1, дело 368. Л. 23-24. [↩]
- 25 сентября Государь Император Николай II писал Императрице Александре Феодоровне: «…остановился в Белостоке и посетил Осовец, нашел гарнизон в очень бодром виде». Цит. по: Переписка Николая и Александры Романовых (1914–1915 гг.). М. – Л., 1925. Т. III. С. 23. [↩]
- Григорян Владимир. Осовец не сдается. Ссылка с сайта http://www.rusvera.mrezha.ru/. [↩]
Оставить комментарий