Алексей Иванович Ключарев родился 6 марта 1871 года в селе Городищи Судогодского уезда Владимирской губернии. Алексей был пятым ребенком в большой семье диакона Ивана Владимировича и его законной супруги Анастасии Осиповны Ключаревых.

Река Тетрух у бывшего села Городищи

Река Тетрух у бывшего села Городищи

Семья Ключаревых жила и трудилась в старинном дворцовом селе Городищи, расположенном на реке Тетрухе в 62 верстах от уездного города Судогда и в 100 верстах от губернского города Владимира.

Судогодский уезд в то время был самым обширным по площади из всех уездов Владимирской губернии.

Семья Ключаревых отличалась крепкой верой и преемственностью на духовном служении. В фонде Владимирской Духовной Консистории имеются клировые ведомости Судогодского уезда Владимирской губернии. В «Ведомости о церкви Преображения Господня Судогодского уезда села Городищ, что на реке Тетрухе» за 1877 год сообщается о семье Ключаревых:

Исполняющий должность псаломщика Иван Владимиров Ключарев, 39 лет. Пономарский сын. По исключению из высшего отделения Шуйского духовного училища, 1853 года, сентября 18 дня поступил в число послушников Боголюбова монастыря, в коем 1857 года мая 20 дня Преосвященнейшим Иустином Епископом Владимирским и Суздальским посвящен в стихарь. 1857 года декабря 20 дня тем же Преосвященнейшим определен на настоящее место сверхштатным дьячком. 1877 года от 20 июня по резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшего Иакова и по указу Владимирской духовной консистории зачислен в число штатных членов причта и за подписанием Его. Грамоту имеет, женат первым браком. В семействе у него: жена Анастасия Осипова, 41 г. Дети их: Агриппина, читать умеет, 17 л., Иван, читать и писать умеет, 13 л., Александр, учится читать и писать, 11 л., Анфиса, учится читать, 9 л., Алексей, 7 л., Петр, 5 л., Екатерина, 3 л.1

Из историко-статистического описания известно:

В 1704 году в дворцовой деревне Городищах построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы…  В 1852-54 гг. вместо деревянной Покровской церкви, пришедшей уже в ветхость, построен теплый каменный храм в честь того же праздника; этот храм существует здесь и поныне. В 1744 году в Городищах выстроена вторая деревянная церковь во имя Преображения Господня; время построения и освящения этой церкви указаны в надписи на антиминсе и на храмоосвятительном кресте. Преображенская церковь существует здесь и в настоящее время2.

Холм на месте бывшего храма в селе Городищи

Холм на месте бывшего храма в селе Городищи

Отец Алексея диакон Иван Владимирович Ключарев служил при храме Преображения Господня. Древний деревянный Преображенский храм был богат утварью и иконами:

Обе церкви утварью и иконами снабжены достаточны. В Преображенской церкви иконы современны ее построению; из них особенно чтимы прихожанами иконы святого пророка Илии и святой великомученицы Параскевы3.

Приход села Городищи включал в себя соседние деревни: Гостенина, Мокрова, Рамени, Мякушина, Затехи, Крюковки, Гориц, Иславок, Афанасова, Пешкова, Ежева и Мокеевки. С 1885 года в селе Городищи существовала церковно-приходская школа4.

14 ноября 1891 года Алексей Иванович с благословения родителей приходит в Николаевскую Берлюковскую пустынь к настоятелю игумену Адриану (1880 – 1902 гг. настоятельства) и просит его о принятии в обитель. В течение четырех лет опытный отец Адриан (Разживин) проверяет молодого Алексея.

Он трудится на кухне, поет на клиросе, помогает при монастырской странноприимной. И только в 1894 году отец игумен Адриан посылает прошение о принятии Алексея Ключарева в братство.

Фрагмент из послужного списка братии за 1916 год

Фрагмент из послужного списка братии за 1916 год

16 мая 1894 года согласно указа Его Императорского Величества сын диакона Владимирской губернии, Судогодского уезда, села Городищи Алексей Иванов Ключарев был зачислен в братство монастыря.

30 апреля 1901 года Алексей Ключарев был пострижен в монашество с именем Аристоклий, 14 апреля 1905 года рукоположен во иеродиакона, а 1 мая 1911 года во иеромонаха.

Молебен на полях сражений I мировой войны

Молебен на полях сражений I мировой войны

На всем протяжении своей жизни в монастыре отец Аристоклий отличался большим рвением к исполнению возложенных на него послушаний и примерным поведением. Так в Послужном списке братии за 1916 год рукой настоятеля отца игумена Петра (Орлова) отмечено «очень хороших качеств, к послушаниям способен и усерден»5.

21 февраля 1913 года иеромонах Аристоклий был удостоен права ношения нагрудного знака и памятной медали в честь 300-летия Дома Романовых.

26 октября 1915 года иеромонах Аристоклий отправился на Первую Мировую войну и проходил пастырское служение в лазарете при 111 Пехотной дивизии.

Отцу Аристоклию пришлось нести свое пастырское служение в непростых условиях, так как 111 Пехотная дивизия была сформирована из новобранцев.

Как написал в своем труде военный историк А.А.Керсновский, что это были дивизии 3-й очереди, сформированные в 1915 — 1916 годах «из ополчения и новобранцев, то при оценке их боевой работы надо руководствоваться иными соображениями, нежели при оценке второочередных. Эти войска не могли получить духовного наследия старых полков, не будучи с ними связаны кровно. Определяющим началом здесь были: во-первых, командиры, во-вторых, та среда, в которой этим полкам с четырехсотыми номерами пришлось сделать свои первые шаги и дать свои первые бои. Обстановка победоносного Брусиловского наступления сильно разнилась от унылого сидения в окопах на севере… 111-я пехотная дивизия сидела в окопах на Западном фронте, а затем в составе ХLIV корпуса была переброшена в Молдавские Карпаты»6.

Пасха в окопах, 1916 год.

Пасха в окопах, 1916 год.

Отец Аристоклий исполнил свой долг с честью, чему свидетельство высокая награда. Указом Святейшего Правительствующего Синода 6 мая 1917 года он был награжден золотым наперсным крестом.

22 апреля 1918 года вернулся в Берлюковскую обитель и проживал на территории обители до 1930 года. Участник последней Божественной литургии в монастыре 9 февраля 1930 года.

В феврале 1930 года отец Аристоклий был арестован в селе Заречье Киржачского района Владимирской области. Село расположено в 24 км к юго-западу от города Киржача на левом берегу реки Шерна. Впервые село упоминается в XVII веке. В 1887 году в селе был выстроен храм во имя Казанской иконы Божией Матери под надзором епархиального архитектора Н.А.Артлебена с двумя приделами во имя Святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Приход состоял из населения села Заречье и деревни Ратьково «в коих по клировым ведомостям 1890-х гг. числилось 820 душ мужского населения и 927 женского, в том числе раскольников 2 души»7.

В XIX веке это уже крупный центр шелкоткачества: «Основал шелкобархатоткацкое производство в здешних местах Иван Фадеевич Думнов. Впоследствии промысел распространился по всему уезду — от Покрова до Киржача. Всю Россию местные ткачи обеспечивали шелком и бархатом. Ручные станки устанавливали в фабриках-светелках с большим количеством окон. Работали семьями. Производили бархат, плюш и другие ткани, названия которых сейчас мало кто знает: фай, гро-гро, армюр… В середине XIX в. Иван Фадеевич вместе с братьями слыл крупнейшим фабрикантом в Покровском уезде. Люди они были благочестивые — на средства братьев Думновых был выстроен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери над рекой Шерной в Заречье. Думновы жертвовали десятину на строительство школы, больницы для ткачей и содержали их. Думнов, являясь попечителем школы, писал учебники по математике для учащихся. Бедным никогда не отказывали в помощи… За большие пожертвования И.Ф.Думнов получил купеческое звание и серебряную медаль Синода»8. Уже в 1918 году органами Богородской ЧК в селе Заречье были проведены первые расстрелы лиц, обвиненных в срыве мероприятий Советской власти9.

Иеромонах Аристоклий был арестован Александровским ОГПУ вместе с большой группой лиц (46 человек) из жителей села Заречье. В основном это были бывшие фабриканты, купцы, их дети, а также жители окрестных деревень, виновные лишь в том, что все они хранили верность православию и вели активную приходскую жизнь при местном храме.

В архиве УФСБ РФ по Владимирской области хранится следственное дело №  51/1199, из которого можно установить многие подробности ареста отца Аристоклия и других людей. Несомненно, что вся вина арестованных заключалась лишь в том, что они были не согласны с политикой Советской богоборческой власти, крайне агрессивной позицией ее представителей к Церкви. То есть эти люди защищали веру предков, свои семейные традиции, а также свой семейный многолетний труд.

В следственном деле большое место занимает описание всего того, что делала эта группа лиц, какими занималась «контрреволюционными мероприятиями, саботажами». Конечно же, большую роль в этом деле играла Церковь, являясь оплотом «группировки контрреволюционеров». Так в деле сказано:

Одним из опорных а/с пунктов в с. Заречье была у группировки местная церковь. Поп Ключарев Ф.И. (настоятель храма, не связанный родственными узами с отцом Аристоклием. прим. автора) был тесно связан с бывшими фабрикантами еще с дореволюционных времен. Он проживал в с. Заречье более 30 лет и успешно внушал ткачам покорность и смирение перед хозяевами. На протяжении всего существования Сов. Власти он зарекомендовал себя последовательным контрреволюционером10.

Из этого дела становится известно, как отец Аристоклий оказался в селе Заречье:

В феврале месяце с\г после ареста попа Ключарева Ф.И., на его место церковным советом был приглашен из Московского округа иеромонах Ключарев Алексей Иванович (Аристоклий) имевший раньше связь с попом Ключаревым и др. участниками а\с группы. Иеромонах Ключарев, приехав в село Заречье устраивал массовые исповеди женщин, во время которых распускал слухи, что церкви все скоро закроют, а попов вышлют в Соловки. С приездом Ключарева по селу Заречью распространились слухи о кончине мира, пришествии антихриста, который будет прикладывать печать всем вступившим в колхоз. Райсельсовет узнав, что все эти слухи исходят от иеромонаха Ключарева, взял в него личные документы для проверки11.

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с. Заречье

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери с. Заречье

Местная власть очень хотела закрыть Казанскую церковь, причт которой, несмотря на сильнейшие гонения, продолжал оказывать большое влияние на население. При храме было два церковных хора, до 1929 года на престольный праздник совершались крестные ходы вокруг села с иконой Казанской Божией Матери.

Над прихожанами и причтом сгущались тучи, власть использовала все свои ресурсы для закрытия храма:

Будучи в д. Ратьково 14 февраля с.г. Ключарев пустил слух, что церковь в с. Заречье закроют, т.к. у него уже взяли документы. 18 февраля с.г. в д. Ратьково собралось около 60 женщин, которые направились в с. Заречье в Райсельсовет с требованием не закрывать церковь и не трогать попа. 23 февраля с.г. на общем собрании граждан, в присутствии 215 человек, был поднят вопрос о вредном поведении иеромонаха Ключарева. После многочисленных выступлений, в том числе и женщин, было постановлено Ключарева из с. Заречья выслать12.

Вскоре после этих событий отец Аристоклий был арестован, ему было предъявлено Постановление уполномоченного Александровского окружного отдела ОГПУ Емельянова об избрании меры пресечения для него арест13.

11 марта 1930 года содержащийся в Александровском окружном отделе ОГПУ иеромонах Аристоклий был допрошен следователем. Он дал показания, в которых полностью отрицал свою вину, а также антисоветскую деятельность. В своих показаниях он сказал о произволе местных активистов, что у него комсомольцы отобрали золотой крест, документы, что «в сборе женщин я виновным себя не признаю, так как вместе с ними я не был, не видел этого собрания и никого не подстрекал. Я никому ничего против Сов. власти не говорил. В церкви села Заречье я служил всего раза четыре, исповедовал всего около 100 человек женщин»14.

Однако Александровский отдел ОГПУ вынес решение осудить всех (в том числе и отца Аристоклия) по ст. 58/10 УК РСФСР за организованную и систематическую антисоветскую деятельность.

7 апреля 1930 года прокурор Александровского округа Семенов, рассмотрев следственное дело Александровского отдела ОГПУ по обвинению антисоветской группировки и принимая во внимание, что «…данные лица имея между собой тесную связь вели организованную и систематическую антисоветскую деятельность в виде агитации и разбрасывании листовок и т.д., направленную к подрыву мероприятий советской власти и ее органов, а также совершали террористические действия путем избиения деревенских общественников…» заключил: «с обвинительным заключением Александровского отдела ОГПУ согласиться»15.

Группа заключенных в количестве 29 человек не согласилась с этим решением и подала прошение в Ивановское областное ОГПУ о пересмотре дела. В числе первых подписавших это прошение был и отец Аристоклий.

Прошение было оставлено без внимания, дело рассматривалось в городе Иваново при Ивановском ОГПУ, в территориальное подчинение которого входил тогда город Александров.

11 мая 1930 года иеромонах Аристоклий (Ключарев) был обвинен решением Тройки при ПП ОГПУ по Ивановской промышленной области по ст.ст. 58/8, 58/10 УК РСФСР и приговорен к высылке в Северный край сроком на пять лет, считая срок с 17.02.1930 года16.

Дальнейшая судьба иеромонаха Аристоклия пока не известна.

17 марта 1989 года Постановлением Прокурора Владимирской области В.К.Выборнова дело в отношении Ключарева Алексея Ивановича было прекращено, и он был реабилитирован в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.

Александр Николаевич Панин.


  1. ГАВО. Фонд 556, опись 109, дело 323. Л. 23об. []
  2. Добронравов В., священник. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир. 1898 год. С. 561-562. []
  3. Там же. С. 562. []
  4. Там же. С. 562. []
  5. Там же. Фонд 1371, опись 1, дело 131. Л. 6. []
  6. Керсновский А.А. История русской армии.
    Ссылка с сайта http://maxpark.com/ []
  7. Храмы Владимирской области. Киржачский и Кольчугинский районы. Ссылка с сайта http://www.vidania.ru/ []
  8. Думновы. Село Заречье. Ссылка с сайта http://tis100766.wix.com/ []
  9. Архив УФСБ РФ по Владимирской области. Дело № 51/1199. Л. 184. []
  10. Там же. Л. 192. []
  11. Там же. Л. 193. []
  12. Там же. Л. 193-194. []
  13. Там же. Л. 341. []
  14. Там же. Л. 343-344. []
  15. Там же. Л. 211. []
  16. Там же. Л. 219. []