Схиигумен Парфений (1856-1860)

Вскоре после погребения настоятеля Венедикта были назначены временно управляющие пустынью соборный иеромонах пустыни Вениамин и иеромонах Гефсиманского скита Троицкой Сергиевой Лавры Парфений. 24 июня 1856 года последовал официальный указ Консистории: «В Строители Берлюковской пустыни назначен Гефсиманскаго скита иеромонах Парфений».
Детство будущий настоятель провел в семье старообрядцев, обучился грамоте. По совершеннолетию принял постриг у старообрядцев под именем Паисий, посетил все знаменитые старообрядческие скиты. Осознав свои заблуждения, и искренне раскаявшись в них, в 1839 году присоединился к Православной Церкви Христовой в Молдавии в монастыре Ворона. В 1839 году принял монашеский постриг на Афонской горе с именем Памва, а в 1841 году схиму с именем Парфений. В 1843 году побывал в Иерусалиме, Палестине и в Константинополе. В 1847 году по благословению афонских старцев он прибыл в Сибирь в город Томск. Там в Томском Архиерейском доме по благословению Преосвященного Афанасия епископа Томского и Енисейского он писал свои заметки о странствованиях.

В 1856 году вышла его книга «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Она имела колоссальный успех, ее заметили все великие писатели того времени. Свои положительные рецензии дали историки С.М.Соловьев и М.П.Погодин, писатели М.Е.Салтыков — Щедрин, Ф.М.Достоевский, И.М.Тургенев и многие другие выдающиеся литераторы и критики.

Много и плодовито потрудился отец Парфений и на благо устроения Берлюковской пустыни. Занимался в обители переплетными работами, устроил иконописную мастерскую, учил братию колокольному звону, писал книги и апологетические сочинения. Главной его заботой стал монастырский лес над пещерами старцев, где настоятель задумал устроить скит для иноков, ищущих большего уединения. Начал строительство деревянного келейного корпуса.

В 1858 году полностью перестроил Казанскую церковь на кладбище из прекрасного дерева, на каменном фундаменте, и на ее колокольне, на деньги благотворителей повесил колокол в 120 пудов. В этой церкви находился древний список иконы Божьей Матери Казанской, окруженный житием и очень почитаемый окрестным населением как Чудотворный «…церковь сия, кроме пожертвованных священником села Чашникова по Петербургской дороге, Тихона Васильевича Пермскаго 1000 рублей серебром выстроена на монастырский счет, окончена постройкою при строителе Парфении и освящена Его Высокопреосвященством Филаретом митрополитом Московским и Коломенским в 10 день сентября 1857 года…».

Привел отец Парфений в порядок ризницу и библиотеку обители, занимался лично переплетами книг, писал много апологетических и обличительных сочинений по обращению раскольников в православие. Завел в пустыни обучение греческому языку, колокольному звону. Очень уважительно относился к о. Парфению и митрополит Филарет. В 1860 году был награжден золотым наперсным крестом.

В 1859 году Высочайшим указом отец Парфений был назначен настоятелем нового Гуслицкого монастыря. Скончался 1877 году в Троице-Сергиевой лавре, где пребывал с 1872 года на покое.