Возрождение в конце XVIII века

Однако недолго обитель оставалась приходской, Господь не попустил. Ее возрождение связано с именем ревностного «возобновителя» многих святых обителей, митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) (1737-1812). Преосвященный часто бывал в гостях у сенатора, графа Владимира Ивановича Лопухина в его имении в селе Саввинское. Побывав несколько раз в Николаевской Берлюковской пустыни, он заинтересовался ее историей. Расспрашивая священника села Воскресенское, он узнал, что храм Святителя Николая Чудотворца – приходской и находится в ведении причта села Воскресенское Богородского уезда. В 1775 году вместе с Владимиром Ивановичем Лопухиным, владыка Платон решил осмотреть места бывшей обители повнимательнее.

После молебна Преосвященный, бывший в то время не совсем здоровым, почувствовал облегчение. Осмотрев все очень внимательно, он нашел монастырь не в таком плохом состоянии, и у него родилась мысль о возобновлении обители. По устным рассказам братии, собранным последующим настоятелем, отцом Венедиктом, в то время на Воре ловили рыбу, и Преосвященный решил: если будет хороший улов, это будет знаком – его решение верно. Улов в тот день оказался обилен.

Дальнейшие события не заставили ждать, и 15 марта 1779 года по указу Московской Духовной Консистории обитель была утверждена как заштатная пустынь. Строителем был назначен иеромонах Иоасаф, человек строгой и подвижнической жизни. 17 сентября 1779 года Преосвященный Платон написал постановление строителю Иоасафу, что следовало сделать. Он просил настоятеля делать все строения из камня, прилагать все усилия к широкому возобновлению обители. Своей рукой Владыка начертал:

Новый Строитель верою и любовью, строгой монашеской жизнью и своей обходительностью сумел приобрести расположение местного населения и тех из соседствующих владельцев, которые тогда жили в своих поместьях рядом с обителью. Они своими вкладами способствовали началу эпохи строительства. Семьи: Лопухиных, Долгоруких, Тюфякиных, Салтыковых и графа А.Р. Брюса, содействовали обновлению обители. В декабре 1779 году последовал Указ Синода об утверждении Берлюковской пустыни в числе восьми заштатных монастырей на своем содержании в Епархии состоящих. В 1780 году к пустыне были приписаны две часовни:

  • 1–я в деревне Псарьки, в 10 верстах от обители;
  • 2–я в Москве, во имя Николая Чудотворца у Каменного моста, где образовалось подворье.

В 1786 году в обители был разобран старый храм во имя Святой Троицы и заложен новый по плану, начертанному лично Преосвященным Платоном. Собор был быстро отстроен и освящен митрополитом Платоном, приславшим для него из Москвы книги, утварь и много вещей в ризницу.

В 1787 году к пустыни была приписана часовня во имя Николая Чудотворца в Москве на Немецком рынке в Елохове. Всеми силами старался ревностный и деятельный строитель Иоасаф оправдать доверие своего Архипастыря и при содействии благотворителей, число которых возрастало его стараниями в продолжение его 15–летнего правления. Были возведены новые каменные настоятельские и братские келии и в обители собралось большое количество монашествующих.

Митрополит Платон (Левшин)

1 апреля 1794 года строитель Иоасаф отошел в вечность. Провожал его в путь владыка Платон. 28 августа 1796 года Преосвященный Платон посетил пустынь и освятил памятник над могилою старца.

Его дело продолжил родной брат новый строитель — иеромонах Николай (1794–1806). Его стараниями была построена каменная ограда вокруг обители с каменными вратами и братская трапезная со всеми ей принадлежностями. По распоряжению Преосвященного Платона на кладбище пустыни из села Топоркова была перенесена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.