Паломническая служба Николо-Берлюковского монастыря основана в 2009 году по благословению игумена монастыря отца Евмения (Лагутина).

На регулярной основе организуется посещение многих святынь нашего Отечества и зарубежья: Израиля, Египта, Греции и Афона, Италии, Турции, Грузии и т.д.

Контакты Паломнической службы:

palomnik@berluki.ru

+7(905) 501–51–00 Марина

Ближайшие поездки

Паломничество на Руси

Тадиции паломничества к святым местам, мощам угодников Божиих и чудотворным иконам всегда были присущи русскому человеку, и воспринимались как особый подвиг, целью которого было очередное удостоверение в истинности христианства и Боговоплощения.

В своей богословской подоплеке – и это было давно замечено – паломничество выглядит сродни монашеству. И там, и здесь человек покидает дом и привычную жизнь, имея в виду некую душеспасительную цель. Эта чуждость миру, добровольное изгнанничество тесно связывают понятия монашества и паломничества1.

Само слово паломник происходит от латинского слова palmarius — пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь.
Возникновение термина связано с особенностями христианской паломнической традиции.

Паломнический сезон в Святой Земле с самых первых времен возникновения массового паломнического движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы.Кроме слова «паломничество», существуют и другие синонимы, определяющие это явление, — странничество, поклонничество, богомолье. В России в XIX — начале XX века широко употреблялось именно слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.В России традиция паломничества за десять веков своего существования стала неотъемлемой частью духовной жизни народа.

Несмотря на монгольский, а потом османский «железный занавес» русские люди всегда находили возможность добраться до Святой Земли, Константинополя и Афона. Наивысшего расцвета русское православное паломничество в Святую Землю достигло во второй половине XIX—начале XX веков2.

В Николо-Берлюковском монастыре в то время также были развиты традиции паломничества. Особо прославился своими удивительными путешествиями настоятель нашего монастыря постриженник Афонской горы схиигумен Парфений (Агеев) (1856-1860). Им было написано автобиографическое «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле…», ставшее значительным событием в литературном мире той эпохи. Книга выдержала несколько изданий и считалась лучшим описанием Афона.

Действительными членами Императорского Православного Палестинского Общества были игумены обители Адриан (1880-1902) и Тимолай (1902-1909). Причиной создания и основной деятельностью ИППО была помощь в совершении паломничеств на Святую землю наших соотечественников. К слову сказать, тогда это было весьма нелегким занятием — настоящим подвигом, занимавшим во временном промежутке до полугода.

Сегодня совершая паломничества к святым местам, мы имеем возможность прикоснуться к многовековой традиции, что духовно питает и укрепляет всякого христианина, восходящего на духовном пути к Господу.

Паломники по пути в Берлюки, 1868

Святая земля, 2009

Паломничество в Спасо-Прилуцкий монастырь

Образ богомольца

2009 году Благотворительным фондом «Возрождение Николо–Берлюковской пустыни» был издан фильм “Образ богомольца”, раскрывающий перед зрителем образ русского паломника, каким он был, как он выглядел. Фильм состоит из трех небольших серий, в которых на основе уникальной фотографической коллекции середины XIX — начала XX веков представлен главный герой — паломник, странник, богомолец. Предназначен для всех, кто желает прикоснуться к опыту тысячелетней истории православного паломничества.

  1. У истоков русского паломничества. Назаренко А.В. источник
  2. История православного паломничества. С. Ю. Житенев. Источник