О происхождении иконы

На основании документов и воспоминаний можно проследить всю цепочку и установить подробно, как же появилась монастырская хлебопекарня в пустыни, где совершилось обретение чудотворного образа Спасителя.

В 1696 году старинная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца со всей утварью по просьбе стольника Василия Ивановича Воейкова и по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была перевезена из Переславского уезда Залесского с погоста Андреевского старую Николаевскую церковь; разобрав, перевесть в Московский уезд, в Радонежскую десятину, в вотчину его, в сельцо Кармолино, и освящена во имя Всемилостивого Спаса, откуда впоследствии перевезена в Берлюковскую пустынь.

В описании послушника Розанова «…рассказывают некоторые из братии, что эта икона Спасителя привезена в монастырь вместе с прочими иконами и вещами и утварью из упраздненной церкви села Кармолино, отстоящим от пустыни пяти верст».

В своих воспоминаниях архимандрит Пимен рассказывает о Спасском храме:

Церковь, говорят, была во имя Спаса Нерукотворенного Образа и, после упразднения за ветхостью, долгое время стояла не разобранная, а разобрали ее по тому, что под нею внизу укрывались разбойники, которых захватили после убийства, совершенного ими в одной соседней деревушке, где они перерезали целое семейство. Когда дознано было, что притоном им служила церковь, то ее тотчас же и велено было снести, и отдали в пустынь. В какое время это происходило, мне не могли того сказать, потому что все это устное предание. Спасов день, Августа 16, и по сие время празднуется в Кармолине, а равным образом и тогда, когда бывают с иконами из Берлюковской пустыни.

Сам храм, как сильно обветшалый, был разобран, а в пустынь перевезена, как наиболее хорошо сохранившаяся, трапезная часть. С 1806 по 1829 год эта деревянная трапезная использовалась как монастырская хлебопекарня. Старая деревянная пекарня просуществовала до 1844 года с 1829 по 1844 год в ней ежедневно совершалось чтение Псалтири по усопшим вкладчикам.

О времени написания чудотворного образа точных данных пока нет. Все известные нам авторы сходятся в одном, что икона была древняя, но точной датировки не называет никто.

Об этом пишет отец Нил (Сафонов): …действительно нашли в хлебне ветхую и древнюю икону, но до того уже от времени потемневшую, что едва возможно было распознать изображение. А вот еще свидетельство: «Но в 1829 году, между древними иконами, чудесно найден здесь образ Спасителя, предаваемого и лобзаемого Иудою Искариотским. Происшедшие от него исцеления привлекли усердствующих богомольцев, которые и ныне стекаются сюда во множестве». Архимандрит Пимен (Мясников) в своих воспоминаниях прямо указывает: «…была найдена древняя чудотворная икона».

Вернуться