Берлюковские крестные ходы

Не раз святой Образ покидал обитель. Вот лишь неполная хронология и география и описание крестных хождений с чудотворной иконой Христа Спасителя:

В 1834 году, по случаю больших пожаров, опустошивших почти весь Богородск, граждане оного прибегли к небесному заступничеству и просили у Епархиального начальства разрешения поднять чудотворную икону Христа Спасителя в означенный город для участия в крестном ходу 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Святейший Синод в утешение усердствующим разрешил ежегодно отпускать к вышеупомянутому дню просимую икону. Бедствия прекратились.”

Впоследствии Берлюковский игумен Адриан так написал о крестных ходах с иконой: «С того времени (1834 и 1836 гг.) означенная икона каждогодно посещала и посещает те местности, останавливаясь для молебствия по желанию жителей лежащих по тракту и близ оного селений, и в этих селениях, и даже год от года относится все далее и далее».

1837 год. Московский купец Петр Семенович Бабкин по случаю болезни горячки тоже просил об отпуске Иконы на его фабрику, и в село Купавну для отправления перед ней молебствий, а равно и многие из жителей прочих селений, окружающих пустынь, ввиду разных бедствий, просили Епархиальное начальство о соизволении отпускать к ним Чудотворный Образ. Каковое ходатайство приснопамятным митрополитом Филаретом и разрешено.

Эпидемия холеры в Богородском уезде 1853-1858 годов также приводила к неоднократному поднятию святого Образа.

В 1864 году “чудотворная икона Христа Спасителя посетила весь Богородский уезд, Павловский Посад и много селений Московского и Дмитровского уездов”.

Помимо ежегодного крестного хода в город Богородск на праздник Покрова Божией Матери также ежегодно чудотворная икона Спасителя посещала Павловский Посад и села близ него (Купавна, Кудиново, Бисерово, Леоново). В Берлюковскую обитель чудотворный образ возвращался 23 декабря (по старому стилю), к празднику Рождества Христова. Так, в 1865 году чудотворная икона Спасителя помимо Богородска посетила 30 селений.

Архимандрит Пимен (Мясников) в своих воспоминаниях написал: «ношение чудотворной иконы Христа Спасителя (изображения, называемого Лобзанием Иуды), не только по Богородскому уезду, но и по другим сопредельным, что приносит обители значительный сбор, равняющийся едва ли не третьей части всего получаемого дохода».

26 июля 1888 года настоятель монастыря игумен Адриан (Разживин) обратился к Преосвященному Александру епископу Можайскому с прошением разрешить отпускать из монастыря в крестные ходы вместо чудотворного образа точную копию иконы: «каждодневно износится Св. Чудотворная икона Лобзание Христа Спасителя Иудою в город Богородск и другие селения для Крестного хождения… Ныне сия Св. икона приходит в ветхое состояние, так что износить оную на будущее время представляется опасно».

С 1888 года по селениям Богородского уезда носили точный список, или копию Чудотворной иконы, хранившейся в монастыре.

Порядок изношения Чудотворной иконы из Берлюковой пустыни следующий: по соглашению жителей нескольких селений и ходатайству их чрез выборных перед монастырским начальством – о желании принять икону – икона износится из пустыни усердствующими богомольцами или в экипаже пустыни в сопровождении иеромонаха, иеродиакона, двух послушников и одного или двух служителей в ближайшее селение; посреди селения совершается молебное пение; затем икона обносится вокруг селения и в те дома, кои просят о принятии иконы, и так далее. Белое духовенство, извещенное богомольцами о приближении иконы к селению их прихода, встречает оную в облачении и присутствует при молебном пении, с вознаграждением за сие от прихожан.

На ночь икона относится в приходской храм, если она находится в селении близ оного, или в дом, приготовленный для сего богомольцами. Продовольствие на сопровождающих икону получается иногда от пустыни, а большею частию от богомольцев.

12 — 13 мая 1918 года икона была принесена в г. Богородск. По инициативе церковного совета Богоявленского собора состоялся грандиозный крестный ход (по данным современников, в нём участвовали около 100 тысяч! человек). В торжествах принял участие сонм архиереев во главе с Патриархом Тихоном.

Представители советской власти расценили этот крестный ход как вызов со стороны церкви. Через некоторое время, осенью 1918, настоятель Богоявленского собора в Богородске о. Константин (Константин Алексеевич Голубев) был арестован и после нескольких дней заключения в богородской тюрьме расстрелян. В 2000 году он был прославлен в лике святых как Константин Богородский.

21 марта 1919 года исполком Богородского совета рабочих и крестьянских депутатов принял постановление, по которому Николо-Берлюковская пустынь передавалась в распоряжение отдела социального обеспечения для устройства детской колонии, но передача немного затянулась, что позволило провести последние крестные ходы в Павловский Посад и его окрестности.

Апрель 1919 года – в Павловский Посад и его окрестности.

Октябрь 1919 года. Крестных ход с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа» в селение Купавна, принимает там участие до 9000 человек.

29 июня 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы дому инвалидов № 4.

В феврале 1921 года оборвалась традиция Берлюковских крестных ходов с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей, проводимое большой комиссией из города Богородска и представителей милиции. В монастыре было изъято 9 пудов 4 фунта 51 золотник серебра, а также 11 бриллиантовых камней, 2 бриллиантовые броши, 1 бриллиант большой, 5 хризолитов и жемчуг. Были изъяты все серебреные оклады, серебреные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг и многое другое. Свое полное несогласие с проводимой акцией заявил настоятель архимандрит Петр.