иеромонах Тимофей
Keymaster
Количество записей: 295

Уважаемый Сергей!
Чтобы верно понимать смысл указанной Вами цитаты, необходимо знать контекст, в котором это было сказано. Богоизбранный народ, выведенный пророком Моисеем в землю обетованную, жил ожиданием Мессии. Об этом было сказано многим святым ветхозаветным мужам, в том числе и самому пророку Моисею, перед самым входом иудейского народа в свое благословенное отечество.
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор. 18, 18).
Если было сказано «из среды их», то, ясное дело, ожидаемый Царь Иудейский должен был быть одним из потомков этого самого народа. В связи с этим вопрос чадородия был в большом приоритете у иудеев. Ведь если ты оказывался бесплодным, то значит не был достойным стать стать возможным праотцем Мессии.
Здесь в пример можно привести святых Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, которые вплоть до глубокой старости не имели детей. Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. По их горячему прошению Господь даровал им чадо, которое принесло утешение не только им, но всему миру — они стали родителями Самой Пречистой Девы Богородицы.
Вообще, читая книги Ветхого Завета, истинный смысл мы можем разуметь лишь через призму Нового Завета. Все, описываемое там, являлось прообразом, которое в полноте мы увидели в свете благодати Христовой.
В свое время перед апостолами встала проблема, каким образом совершать проповедь среди язычников, является ли для них обязательным исполнение Закона Моисеева? И решением стало следующее:

Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы. (Деян. 15:23-29).

Т.е. из всего свода правил и обычаев было взято самое необходимое: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите».
Исходя из вышесказанного смысл цитаты, указанной Вами, утерял свое значение после Крестной жертвы и воскресения Спасителя.
Думается, уместно здесь будет вспомнить житие преподобного Моисея Угрина Печерского, который из-за того, что желал сохранить свое девство ради Христа, претерпел многие поношения и истязания от воспылавшей нечистой страстью к нему одной вдовы. Позже она в бессильной злобе оскопила прп. Моисея, что тем не менее не помешало ему прославиться своей святой жизнью и войти в Царствие Небесное вместе с другими отцами, насельниками Киево-Печерской Лавры.