Возрождение в XIX веке

В 1606 году в этих местах поселяется иеросхимонах Варлаам, к которому постепенно собираются жаждущие безмолвного жития. В 1613 году отцу Варлааму удалось с помощью благотворителей и местных жителей выстроить новый каменный храм. Так началось духовное возрождение этих мест, пострадавших от нашествия поляков и литовцев. Храм во имя святителя Николая Чудотворца стал первым храмом Николаевской Берлюковской пустыни.Самое первое, но, к сожалению неудачное, исторически зафиксированное упоминание о Берлюковских пещерах и попытке устроить там жительство, связано с именем известного подвижника благочестия отца Максима (Погудкина). 

Николо-Пешношский монастырь

Иеромонах Максим (Погудкин)

Отец Максим был насельником Николаевской Берлюковской пустыни с 1806 года по 1811 год. В 1811 году он перешел на жительство в Николо–Пешношский мужской монастырь, где стал настоятелем. Старца Максима отличало глубокое смирение, он стяжал многие благодатные дары от Господа, в том числе и дар прозорливости. Он состоял в переписке с преподобным Львом Оптинским и пользовался глубоким уважением Высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

В его житии сказано, что он

Следующая попытка обустроить пещерное жительство была предпринята известным Берлюковским подвижником благочестия схимонахом Макарием. Несмотря на большую известность, которой пользовался при жизни старец Макарий, а также на не прекратившееся почитание и после его отшествия в вечность, исторических сведений об этом человеке известно крайне мало. Даже в документах, которые сосредоточены в фонде № 709 Центрального исторического архива г. Москвы, встречаются ошибки и неточности. «Схимонах Макарий, в мире был Макар Ермолаевич. Господский человек Московских купцев Куманиных, имел жену и детей, был дятькою детей Куманиных и поваром, за добрую жизнь и услугу отпущен на волю. Поступил в Берлюковскую пустынь в 1828 году, пострижен в монашество с именем Афанасия в 1839 году, проходил должность свечника. В 1841 году облачен в схиму с именем Макария и от должности свечника уволен, тогда он в свободное время от Богослужения начал копать пещеры. Скончался 1847 года Апреля 1 дня»2.

Также встречается описание старца, и его подвижнических трудов и в книге настоятеля Николо-Берлюковского монастыря отца Нила: «В числе подвизавшихся в обители в последние 40 лет было немало почтенных старцев, но в особенности замечателен был старец схимонах Макарий. Он был крепостной человек благородных купцов Куманиных, был женат, имел детей; находился некоторое время дятькою при детях Куманинских, был поваром, и когда овдовел, отпущен на волю (как это водилось когда еще существовало крепостное право), и в 1828 году поступил в Берлюковскую пустынь.

Берлюковские пещеры, 2009 год

В 1829 году он был пострижен с именем Афанасия, и до 1841 года был свешником. В 1841 году он пожелал восприять схиму, и был снова назван мирским своим именем – Макарий. В часы свободные об богослужения, он уходил в рощу и тайно от братии там копал пещеру в одной горе, что было, конечно, ему очень не легко (ибо почва железистая, твердая) и выносил землю на руках, не имея необходимых на то орудий. Внутри пещеры вырыт им колодезь…

Старец схимонах Макарий скончался 1–го Апреля, 1847 года, быв до самой смерти своей примером кротости, смирения и нестяжательности. Память его и поныне чтима в обители, а могилу его многие из богомольцев посещают и по усердию служат панихиды»3. Так в двух этих описаниях приводятся две абсолютно разные даты пострига в монашество.

В результате кропотливой работы с архивными документами удалось установить, что указом Святейшего Синода за № 8772 от 22 июля 1837 года на имя настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни игумена Венедикта (Протопопова) было разрешено постричь в монашество послушников Илью Леонтьева и Макария Ермолаева. Указ в пустыни был получен 11 сентября 1837 года. 6 октября 1837 года настоятель игумен Венедикт доложил рапортом в Московскую Духовную Консисторию: «О пострижении в монашество послушников Ильи Леонтьева и Макария Ермолова. Первый пострижен 25 сентября и наречен Леонтий, а второй 1 октября и наречен Афанасий»4. В этих документах также обращает на себя внимание два разных написания фамилии будущего старца (Ермолаев и Ермолов). На сегодняшний день не удалось пока установить более точно правильное написание его фамилии.

По благословению настоятеля обители отца Венедикта (Протопопова) монах Афанасий исполнял послушание по сбору денег на строительство храма Христа Спасителя Николаевской Берлюковской пустыни. Это можно объяснить тем фактором, что проживая долгие годы в Москве в семье купцов Куманиных, будущий старец заслужил своим поведением положительную репутацию и, несомненно, был на хорошем счету в этой благочестивой семье. 9 марта 1841 года монах Афанасий был пострижен в схиму с именем Макарий.

Свою пещеру отец Макарий стал копать рядом с кладбищенским деревянным храмом во имя Казанской иконы Божией Матери. Этот храм был перевезен в Берлюковскую пустынь по благословению митрополита Платона (Левшина) и установлен на территории монастырского братского кладбища, расположенного над пещерами. В храме находился очень почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери: «Среди монастырской рощи на каменном фундаменте деревянная церковь с колокольнею, во имя иконы Казанской Божия Матери, которая внутри и с наружи оштукатурена и освящена Митрополитом Московским Филаретом, на перестройку употреблено 4845 руб. серебром, в этой церкви находится древний список иконы Казанския Божия Матери, который окрестными жителями почитается»5.

Казанский храм

У Казанского храма и был погребен старец Макарий в 1847 году: «Против западной стены Казанской церкви покоится прах схимонаха Макария, отличавшегося святою, подвижническою жизнию и необыкновенным трудолюбием. Его руками выкопаны пещерки несколько вправо от Казанской церкви в косогоре. Надо удивляться трудам и терпению благочестивого старца. Грунт земли, в которой не копал он, а выламывал, или, лучше сказать, выдалбливал пещерки, чрезвычайно твердый, содержащий в себе железную руду»6. Впоследствии над могилой старца Макария была устроена деревянная на столбах часовня. Эта часовня указана на «Общем плане части владений, принадлежащих Николаевской Берлюковской пустыни, находящейся Московской губернии Богородского уезда 3 стана». Этот план был составлен архитектором Василием Михеевичем Бориным 2 сентября 1907 года. На плане напротив западной стены Казанского храма указана «Деревянная на столбах часовня над могилою схимонаха Макария»7.

Посетивший пустынь в 1898 году Леонид Иванович Денисов написал: «Бывающие в обители богомольцы посещают также могилу схимонаха Макария (умер в 1847 году), берут оттуда песок и кусочки от каменного надгробия на исцеление от зубной боли, которое и получают по вере своей»8.

Почитание старца Макария среди братии пустыни и приходящих в обитель паломников, а также среди местного населения всегда была велико. Так неизвестный под псевдонимом «Пилигрим», посетивший пустынь в 1912 году отметил, что надгробная плита на могиле старца — есть достопримечательность: «Она вся изъедена зубами, так как существует поверье, что камень этот избавляет от зубной боли. Монахи запрещают грызть камень и, если бы не надзор, памятник давно бы съели без остатка»9.

  1. Строитель иеромонах Максим. Настоятель Николаевского Пешношского монастыря. Душеполезное чтение. 1871 год. № 2. С. 145.
  2. ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 119, лист 17.
  3. Нил (Сафонов), иеромонах. Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни. М., 1875 год. С. 50-51.
  4. ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 61, лист 25 об.
  5. ЦИАМ. Фонд 709, опись 1, дело 88, лист 26.
  6. Денисов Л.И. Берлюковская пустынь Впечатления очевидца. Московские церковные ведомости. 1898 год. № 27. С. 367.
  7. ЦИАМ. Фонд 54, опись 179, дело 1007, лист 103.
  8. Шевелкин И.И. Поездка в Берлюковскую пустынь. Душеполезное чтение. 1864 год. Часть 3. № 9. С. 10.
  9. Пилигрим. Из летних экскурсий. Берлюковская пустынь. Московский Листок. 3 июня 1912 год. № 126. С. 4.