Мария Магдалина была родом из Сирии, из города Магдалы. Это ее исцелил Иисус Христос от одержимости, изгнав из нее семь бесов (Лк.8:2; Мк.16:9). После этого преданно служила она Христу (Мк.15:40-41, Лк.8:3). Она присутствовала на Голгофе при кончине Господа (Мф.27:56 и др.) и была свидетельницей Его погребения (Мф.27:61 и др.).Господь почтил ее первую Своим явлением по Воскресении (Мк. 16, 9). Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняв его за садовника, и ей Христос поручил возвестить апостолам о Своём воскрешении (Ин.20:11-18). Позже Равноапостольная Мария Магдалина благовествовала в Риме.

Жены-мироносицы и апостолы у гроба Господня Греция. Афон, монастырь Дионисиат. Византия. XI в.

Жены-мироносицы и апостолы у гроба Господня
Греция. Афон, монастырь Дионисиат. Византия. XI в.

Мария Клеопова была дочерью от первого брака праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии. Она была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Они жили вместе в одном доме и подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, того самого, который встретил Иисуса по дороге в Еммаус. Поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Мария Клеопова — мать двух учеников Иисуса — Иакова Алфеева – одного из 12 апостолов (Мф 27:56) и Иосии. Поэтому ее еще называют Мария Иаковлева и Мария Иосиева.

Сусанна упоминается только в Евангелии от Луки и только однажды. Когда он рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Иоанна была женой Хузы, домоправителя царя Ирода. Ее имя связано с казнью Иоанна Крестителя. Тело святого Иоанна было тайно погребено его учениками, а отрубленную голову Иродиада спрятала в своём дворце в тайном месте, и только лишь Иоанна (Лк.8:3) знала то место. Ночью, она взяла главу Иоанна Крестителя, положила её в сосуд скудельный (глиняный) и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. На иконе (слева) Иоанна прячет главу Иоанна Крестителя.

Саломия была женой галиллейского рыбака Зеведея. Жили они на берегу Геннисаретского озера, вероятно, в Вифсаиде. У них были сыновья Иаков и Иоанн, те самые, которые по первому слову Спасителя последовали за Господом. Поэтому ее называют еще – мать сыновей Зеведеевых (Мф 27:56). Именно Саломия просила Иисуса о почетных местах для своих двух сыновей в Его Царствии. Когда Иисус Христос на пути в Иерусалим учил учеников Своих о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти и о Своем воскресении, она приступила к Нему и просила обещать своим сыновьям особенную милость. Христос спросил, чего они желают. Саломия же просила, чтобы в Царстве Своем Он посадил одного из них по правую руку, а другого — по левую. Прочие апостолы стали негодовать, но Христос разъяснил им истинное значение Царства Небесного, совершенно отличного от царства мира сего (Мф. 20, 20-28; Мк. 10, 35-45).

Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого воскресил Христос. Спаситель часто останавливался в доме этой семьи. После воскрешения праведный Лазарь подвергался преследованиям и был изгнан из Иерусалима. Тогда сестры много помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. Праведные Марфа и Мария олицетворяют собой два пути христианского спасения: путь деятельного служения Богу и ближним, и путь созерцательной, молитвенной жизни. И на том и на другом пути можно спастись. Но и для Марфы, и для Марии есть одна опасность – считать именно свой путь единственно угодным Богу.