Сегодня совершается память нашего великого предка — святого Александра Невского.
Прославлен он был как благоверный князь, но завершил свой земной путь, приняв монашеский постриг. А если быть точными, схиму — форму сугубого покаяния и крайнего отречения от мира.
В этот день 290 лет назад произошло торжественное перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Успенского собора города Владимира в соборный храм Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Инициатором этого стал Император Всероссийский Петр I.
Святой Александр был любимым святым у великого Самодержца, настоящим героем и образцом для подражания во всем. Во всем, кроме одного: Петр I всячески старался умалчивать тот факт, что св. Александр принял монашеский постриг. Для Петра Великий князь был выражением сильного правителя, успешного политического деятеля и победоносного военачальника, что никак не могло совмещаться с образом смиренного монаха, презревшего всю суету мира. Монашество им воспринималось как средство уклониться от рекрутских наборов, а сами монахи представлялись бездельниками, зря проедавшими казенные средства.
Поэтому икону на вновь созданной раке с мощами было повелено писать не в преподобнических ризах, как полагалось, но в доспехах и с мечом в руках.
Но стремясь подражать во всем, составляющем внешние качества, Петр I упустил главное — тот исторический выбор, сделанный св. Александром в свое время и имеющий глубокие духовные корни.
В начале XIII века у Новгородского княжества была весьма сложная ситуация: враги рвались в его владения и с востока, и с запада. Воевать на два фронта не было никакой возможности, и Александр Невский склонил свою главу под татарское иго с одной стороны, с другой же стороны им был дан жестокий отпор западным захватчикам — немецким рыцарям. Тем самым им было исполнено Евангельское слово:
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10,28).
В XVIII века Петр I делает выбор с точностью наоборот, прорубая «окно в Европу», стараясь приблизиться к «просвещенным» странам не только границами государства, но и стремясь скопировать их образ жизни и мышления.
Итогом жизни вследствие исторического выбора Александра Невского стал монашеский постриг, а за ним — святость. Итогом жизни Петра явилась страшная предсмертная болезнь из-за распутного образа жизни.
Выбор св. Александра, определивший русскую цивилизацию именно как православную, и больше никакую, эхом дошел и до наших дней. Ведь, хотим мы того или нет, но своему нынешнему существованию мы обязаны именно этим. Стремления же Императора Петра I в сторону бессмысленного копирования западных ценностей и подобострастного им подражания безусловно имело большие геополитические и технологические достижения, но впоследствии именно они стали причиной всех бед и напастей сквозь столетия вплоть до разрушения нашей государственности в XX веке.
Сегодня перед нами предстает пример святого учителя и недобросовестного ученика. Но годы идут, а задачи у нас остаются одни и те же, и выбор необходимо также совершать, причем каждому из нас в сердце. Не будем забывать прекрасные слова, сказанные св. Александром Невским: «Не силе Бог, а в правде». Ведь они были проверены кровью, потом и слезами наших предков, и у нас не должно быть и тени сомнения в их истинности. Это и да будет нам помощью в принятии своего выбора, совершаемого нами ежедневно в своей духовной жизни.[distance2]
Оставить комментарий