Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • Андрей
    Гость
    Количество записей: 367

    Здравствуйте, отец Тимофей!
    У меня вопрос на тему «священник и оружие».
    Я читал, что священникам запрещено проливать кровь, даже забивать живность в домашнем хозяйстве, но известно, что были в истории случаи, когда для защиты от врагов, или спасения ближнего, священникам приходилось браться за оружие. Скажите, пожалуйста, действительно ли в исключительных случаях священникам разрешено применять оружие, и они при этом не лишаются сана? Может ли священник охотиться, конечно не для удовольствия, а для того чтобы прокормить свою семью?

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 283

    Уважаемый Андрей!
    Рукополагаясь в иерея, новоизбранный посвящается для принесения бескровной жертвы в Таинстве Святой Евхаристии. Соответственно не только кровь проливать, но даже бить кого-либо священникам никак не возможно — в таком случае таковой извергается из сана.
    27-ое Апостолькое правило гласит:

    Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал.

    Вы пишите, что были случаи в истории, когда «священникам приходилось браться за оружие». Да, например, во время осады Троице-Сергиевой лавры в Смутное время все насельники святой обители вместе мирянами с оружием в руках отстаивали свое право на жизнь. Впоследствии они не могли совершать священнодействия в случае пролития ими крови.

    Если человек совершил убийство, даже невольное, он не может быть рукоположен в сан пресвитера (5 правило Григория Нисского).
    Священник, убивший кого-то в целях самообороны, также подлежит извержению из сана (55 правило Василия Великого).
    Переходя к сегодняшним реалиям, если священник, к примеру, становится участником ДТП, до выяснения обстоятельств он сразу же запрещается в служении. В случае смерти людей, даже если он не виноват, он не может больше служить.
    То есть, здесь не может быть исключительных случаев — все достаточно однозначно.

    Охота также подразумевает пролитие крови, поэтому священник не может этим заниматься. Вы скажете, как же он тогда может прокормить семью? Назревает встречный вопрос: а кто вообще сейчас прокармливает семью охотой? В сегодняшнее время в нашем урбанистическом обществе это как-то нелепо будет выглядеть даже среди мирян. Безусловно, где-то в глубинке конечно есть люди, охотничьим промыслом добывающие себе на жизнь, но и они, поверьте, кушают те же макароны и пьют тот же чай. То есть цивилизация добралась уже до самых до окраин, и такой животрепещущей необходимости именно охотой прокармливать семью, уверен, что нет. Тем более это касается священников. Ведь у них не должно и быть другого занятия, кроме окормления паствы. И приход должен, это в Священном Писании сказано, кормить своего пастыря.

    Даже раньше, в давние времена священники где проживали? Там где были люди, т.е. там где была в них необходимость. А те подвижники, что скрывались от глаз людских среди леса и гор, были в основном монашествующими, которые в принципе мяса не вкушали. Поэтому жизненной необходимости охотиться священникам совершенно никакой не представляется.

    Андрей
    Гость
    Количество записей: 367

    Благодарю Вас, отец Тимофей!
    Хотел уточнить, а как же священники которые воевали в ВОВ? А защита Лавры и других монастырей, или монахам можно проливать кровь?

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 283

    Уважаемый Андрей!
    Отвечаю по порядку.
    По поводу ВОВ. К сожалению, не имею конкретных исторических примеров священников, которые именно брали оружие и убивали, а потом служили. Ведь служить и воевать можно было по-разному, и совсем не обязательно воину приходилось проливать кровь, даже прошагав от самой Москвы до Берлина или Вены. Тыловые службы, медсанчасти и прочее прочее позволяли избежать убийства в этой страшной войне. В таком случае, человек мог быть рукоположен в священный сан без каких-либо канонических препятствий.
    По поводу монахов. Вообще кровь нельзя проливать никому, есть заповедь: не убий. Понятное дело, об этом говорилось выше, каких только страниц не было в истории, в том числе и церковной. Монахи, не облеченные в священный сан, несут ответственность наряду с мирянами, т.е. епитимия на них распространяется такая же.

    Андрей
    Гость
    Количество записей: 367

    Благодарю Вас, отче!

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
Ответить на: Ответ #10448 на Cвященник и оружие
Немного о себе: