Николо–Берлюковская Пустынь Категории Духовная жизнь Символ Веры в общем исполнении

Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 10 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • Викентий
    Гость
    Количество записей: 347

    Общеизвестно всем Православным, что «Никоим образом мы не допускаем нарушать Веру, изложенную Отцами нашими, то есть Символ Веры; ни нам самим, ни иным мы не допускаем изменять ни единого слова его содержания, ни единого даже слога нарушить».
    А тут, в последние несколько лет… при общем пении Символа Веры на Литургии в нашем Храме — отчетливо слышно, что большинство присутствующих (кошмар какой-то..) поёт строку «И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца» с безобразно-раздражающей слух омерзительно звучащей ОШИБКОЙ…. прибавляют в своем пении между словами «одесную» и «Отца» букву «У»…. Положено петь «одесную Отца», а в общем хоре ЯВНО слышно между этими словами лишняя буква «У»….!!!
    Уже весь измучился, пытался в этом месте уже и уши затыкать (чтоб не слышать искажения Символа Веры), но уже дошел до такого состояния, что уже начинаю думать, а не сменить ли мне Храм для посещения? Если подойти к настоятелю с такой проблемой, то что он сделает? Неужели он будет перед пением Символа Веры всем пояснять, что не надо прибавлять лишних букв…
    Это теперь стало моей ЗНАЧИМОЙ проблемой — мне до дрожи в теле отвратительно и оскорбительно слышать на литургии эту вслух произнесенную лишнюю букву в Символе Веры… Возникает мгновенно целый рой разных мыслей (вплоть до обвинения присутствующих в ереси.!!..)… В результате мгновенно теряется благостное настроение… Литурги?я (греч. ?????????? — «служение», «общее дело»), но из-за искажения Символа Веры поющими присутствующими — совершенно теряется ощущение «общего дела», возникает ощущение присутствия живого ВРАГА этого «общего дела», теряется желание вообще смотреть на присутствующих рядом «прихожан»…
    Посоветуйте. как поступить, что делать? пожалуйста…

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 266

    Уважаемый Викентий!
    Прошу прощения за долгий ответ.
    Сразу скажу, что даже сомнений никаких у Вас не должно быть: никакой ереси в Вашем храме среди прихожан нет. А знаете что есть? Отсутствие любви у одного человека. Угадайте у кого? Если коротко, то в принципе это все. Но можно и поподробнее.
    Если строго применять Ваше правило, то вообще все мы являемся еретиками. Ведь Символ веры был составлен на греческом языке! Как же так, у нас вообще тогда ни одного слога не совпадает с первым текстом православного исповедания веры?
    Скажите, как изменяется смысл от того, что при произношении (именно при произношении, а не написании и тем более не исповедании веры) фонетически идет кажущееся Вам искажение? Затыкая уши, как бы Вам не оказаться в обратной ситуации, о которой предупреждал еврейский синедрион законоучитель Гамалиил:
    «Берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5, 39).
    Не забывайте, что лукавый использует любой способ искусить и погубить человека. Недалекого ли ума ты человек, что церковное чтение и пение не усваивается? Бес будет шептать, что делать тебе нечего в Церкви, все равно ничего не понимаешь. Есть ли у тебя интеллект и ты стараешься его применять на усвоение божественных истин? Сатана будет надмевать твой разум и показывать простых людей невеждами и еретиками.
    Вполне возможно, что большинство из людей, окружающих Вас в храме, понятия не имеют, когда и по какой причине был принят Символ веры и сколько трудов, пота, слез и крови было пролито отцами Церкви за то, чтобы мы имели возможность его петь на Литургии. Они не знают церковных канонов и богослужебного устава, когда класть поклоны и сколько. Не знают, как переводится слово «Литургия» и из каких частей состоит сама служба, тем более им неизвестны символические значения происходящего во время священнодействия. Спроси этих людей, почему православные почитают иконы — они не ответят, не смогут сформулировать правильно обоснование этого.
    В общем, список можно продолжать долго. Но есть и другой список — того что у них есть, он конечно намного короче. Что точно там есть — это желание изменить свою жизнь, стать ближе к Богу — без него невозможно долго ходить в храм, а тем более «вслепую» выучить Символ веры и другие молитвы, по-честному, не особо понимая глубокого богословского смысла составленных текстов. И что самое интересное, для Господа интересно содержание второго списка. Потому как если он пуст, то сколько ты не знай — это тебе не поможет нисколько на пути к Творцу.
    Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши знания не были препоной на пути в Царство Небесное.
    На Афоне жил один монах в келье, окна которой выходили к морю. Он был безграмотным и думал, что Двунадесятый праздник Вознесения Господня, т.е. Вознесение (????????)- это такая святая. В определенные дни он протягивал руки из окна кельи к морю и молился: святая Вознесения, дай мне рыбки! И каждый раз небольшая рыбка выпрыгивала из моря прямо к нему в руки, становясь его благословенной трапезой.
    Помогай Вам Бог!

    Елена
    Гость
    Количество записей: 347

    Отец Тимофей.
    Так приятно читать Ваши ответы. Всегда глубокие по смыслу, поучительные, доступные для понимания и стилистически грамотно изложенные. Пример с монахом с Афона трогает до слез.
    Спасибо Вам.

    Викентий
    Гость
    Количество записей: 347

    Дорогой батюшка, отец Тимофей, благодарю за ответ! Это очень сильный ответ. Для меня это совершенно неожиданный ответ… Очевидно, что я еще не до конца понял всё изложенное в ответе… Мне явно придется такой ответ многократно перечитать, чтоб всё усвоить… однако, по воздействию на душу, уже чувствуется, что Ваш ответ — правильный и исчерпывающий (появилось успокоение мыслей и мир душевный). Чувствуется, что в Вашем ответе каждое слово продуманно и выверено. При перечитывании этого ответа каждый раз мной обращается внимание то на одну мысль, то на другую — и все из них для меня важные. Ваш ответ очень перекликается с трудом св. Иллариона Троицкого «Христианства нет без Церкви», который читал с карандашом в руке, однако очевидно, что так его до конца и не понял … если бы понял, то не возникло бы такого вопроса… печально… Чувствую себя немного «разбитым» и как бы «пришибленным»… Но мир душевный — появился.

    Людмила
    Гость
    Количество записей: 347

    Отец Тимофей, доброе время суток. Пою в церковном хоре православного храма. Возникла проблема после предложения исполнять «Символ веры» в непривычной версии: текст молитвы читает одна из певчих, а остальные сразу вторят: «Верую! Верую!. Звучит интересно, но как будут участвовать в таком пении все прихожане, пока неясно. Есть мнение, что такое исполнение граничит с ересью. Лично я пребываю в растерянности. Пролейте, пожалуйста, свет: допустима ли такая интерпретация? Спаси Господи!

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 266

    Уважаемая Людмила!
    К любым новшествам, тем более в Церкви, необходимо относиться с большим пристрастием. О таком «исполнении» Символа веры, честно говоря, слышу впервые. Соответственно, по этому поводу возникает множество вопросов:
    1. Кто является инициатором этого неожиданного нововведения?
    2. Имеется ли на это благословение отца настоятеля и вообще он в курсе этой «инициативы»?
    3. Какая цель преследуется за счет введения этого новшества? Т.е. инициатор пребывает в мыслях, что такое исполнение Символа веры сделает людей более верующими?
    Судя по Вашему описанию, эта интерпретация священного текста похожа на концертные переложения некоторых богослужебных песнопений, где встречается наложение голосов, многократные повторения фраз и произвольное их перестановка. Не спорю, это где-то может быть даже и красиво, услаждать эстетическое чувство, но к сожалению, к молитве это не имеет никакого отношения.
    Клиросное послушание всегда связано с большими искушениями, особенно это связано со страстью тщеславия. Почему-то (хотя почему же, ясно почему) имеется тенденция к усложнению нотного материала, как будто через это многоголосное наложение мы станем ближе к Богу. Очень важно певчим не забывать, что клирос — это не вещь в себе, и люди приходят в храм не для того, чтобы просто послушать красивое пение — для этого есть концертные залы. Сколь замечательно, когда прихожанин утирает слезу от потрясших его слов в исполненном песнопении, столь же и печально, когда человек в храме тронут до глубины души… высоко взятой нотой «местной» сопрано.
    Кстати, пение Символа веры традиционно только для Русской Православной Церкви, у греков, сербов и болгар на Литургии Символ веры читает (!) служащий священник.
    И если уж мы говорим о Символе веры, так и обратимся к нему. Первым свойством истинной Церкви является Ее единство. От любого нововведения, если оно будет вносить разлад и раскол в единое общество верующих, необходимо отказываться.
    Человек — творческая личность, которая всегда стремится к преобразованию мира вокруг себя. Но необходимо ставить определенные рамки на пути этой творческой силы, тем более в Церкви. Такое стремление к нововведениям в музыкальном плане не ново: в начале ХХ века вообще всерьез обсуждалась возможность использования органа в православном храме. Слава Богу, что ничего из этого не вышло.

    К слову сказать, на Ваш вопрос давным давно ответил Святейший Патриарх Алексий I еще в 1948 году. Вот его слова:
    «В храме часто слышишь такую музыку, под которой уместно было бы подписать вовсе не те слова, которые поются, т.к. нет никакого соответствия между словами и музыкой, — говорил уже в 1948 году патриарх Алексий I (Симанский). — Такое пение не только не возбуждает молитвенного настроения, но вызывает возмущение у богомольцев и слушается с удовольствием только теми, кто стоит в храме как в театре и кто пришел сюда не молиться, а ласкать слух привычными светскими мелодиями. Нельзя без негодования видеть как часто после пения «Ныне отпущаеши» на всенощном бдении эта «публика» валом валит из храма, или как она же устремляется вон после так называемого «концерта» на литургии, пред самым явлением Св. Даров, поклониться которым она считает для себя совершенно излишним. В угоду такой публике, а не богомольцам, регенты изощряются друг перед другом в подыскании и исполнении самых вычурных, самых, по их мнению, эффектных номеров, в которых главное место отводится исполнению солистов, причём ради этих мнимых музыкальных эффектов иные композиторы даже имеют дерзость жертвовать текстом песнопений, пропуская слова или, наоборот, вводя слова, не имеющиеся в данном песнопении, или же повторяя некоторые слова, хотя на них нет логического ударения…» (Патр. Алексий I (Симанский). Речь в МДА 18 апреля 1948 года).

    Людмила
    Гость
    Количество записей: 347

    Уважаемый отец Тимофей, несказанно благодарна за столь скорый и исчерпывающий ответ, который вразумил меня в моих сомнениях. Завтра же поведаю его содержание на нашем клиросе. Уверена, что это успокоит и примирит всех наших певчих, людей простых и и не амбициозных, но порой увлекающихся «новизной». Спаси, Господи, батюшка!

    Викентий
    Гость
    Количество записей: 347

    В принципе, на мой вопрос Батюшка ответил. Ответил ТАК, что лучше бы мне молчать и многократно перечитать ответ (так и сделаю)
    Но учитывая последующие выступления, тоже хочу сказать следующее:
    Идет Великий Пост и в Храме поют: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…… »
    Поют так…., что хочется просто на это время выйти из Храма… Совершенно не представляю…. какое такое длииииииииительное песнопение имеет соотношение к молитве.. Для меня это длииииииииительное песнопение является просто препоной посреди богослужения… Хочется на это время просто выйти из храма и подождать, пока оно завершится… Особенно удивляет, когда половина прихожан встают в это время на колени и …. не знаю что думать… ужас какой-то…

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 266

    Уважаемый Викентий!
    Прошу прощения за долгое молчание. Теперь, когда будете читать ответ, песнопения в этом году больше уже не услышите — настолько быстро бежит время и уже святая Пасха не за горами.
    К сожалению, у нас за время десятилетий безбожия певческая культура сильно пострадала. В последние годы, вот уже почти 30 лет, вместе с восстановлением стен церковных зданий в храмах занимаются возрождением и певческих традиций. Где-то это происходит успешно, где-то не очень. Часто от нехватки знаний мы по необходимости восполняем эту брешь собственной инициативой. Конечно не всегда это выходит здорово.
    Если говорить о традициях, то вот уж где они точно сохранились — это на Святой горе в афонских монастырях. Так вот, торжественность службы определяет ее продолжительность и общий ритм богослужения. К примеру, служба в обычные будние дни сильно отличается от праздничных бдений — она короче, все быстрее и проще поется, чаще даже вычитывается. Наоборот, престольные, великие и двунадесятые праздники, не говоря уже о службе Пасхи — во все эти дни монахи практически не выходят из храма. Песнопения поются протяжно и неторопливо, например, одна стихира святому может петься до получаса — и это абсолютно нормально.
    Вспоминается книга нашего настоятеля о. Парфения о его путешествиях по православному Востоку в XIX веке. На Страстной седмице в Константинополе на утренней службе только одно песнопение «Се Жених…» пели полтора часа.
    Вообще последование богослужений сегодня на приходах весьма и весьма сокращено. Из-за чего? Люди отвыкли молиться, точнее сказать — не привыкли. Общая суета нашей жизни и в храме не дает нам покоя.
    Хорошо бы нам, переступая порог храма, оставлять весь этот житейский хаос и мыслить лишь «о едином на потребу» — следовательно мы будем наследниками той благой части, что никогда не отымется от нас (Лк. 10:42).

    Викентий
    Гость
    Количество записей: 347

    «одна стихира святому может петься до получаса — и это абсолютно нормально»
    Не смею противоречить, но не понимаю этого….
    Может быть в момент такого длииииииииительного песнопения просто все читают в уме иисусосву молитву и тогда само песнопение является лишь фоном для иисусовой молитвы… но все равно не понимаю смысл такого изнурительно-длительного песнопения….
    Хотелось бы, войдя в Храм, оказаться в русле планомерного и целеустремленного молитвословия (равномерно планомерно ведущего участника своим выверенным единым темпом), оказаться вне времени и пространства и не ощущать течение времени, внимая происходящему и произносимому так, чтобы не спотыкаться о «препоны» и «пороги» в виде скачков длительности изложения-представления молитв … Хотелось бы окунуться в течение именно плавной реки Богослужения и плыть по его течению, не спотыкаясь о разнокалиберное представление длительности текстов молитвословий, не спотыкаясь об проповедь после Евангелия, не спотыкаясь о поминание зравствующих и усопших посреди Литургии, не спотыкаясь о разные форматы длиииительности песнопений. …. Единственно когда столкнулся с таким вариантом — это служба на Валааме примерно в 1994-м году…
    На сегодняшний момент получается так, что Литургия для меня как бы «разорвана» на разные кусочки — единого плаааааавного соучастия в Службе — не ощущаю… Хуже того… внутренне просто радуюсь, когда людей — мало… Надо бы радоваться, когда людей много — но не получается этому радоваться, когда много людей — быстро теряю ощущение богослужения…
    Пытался высказать свои мысли поточнее, но не уверен, что получилось… В любом случае, прошу не клеймить меня каким-либо приговором. Очевидно, что есть что-то, что я не понимаю…. Однако дошло до того, что я перестал любить Праздники… Праздничные службы не оставляют в душе ощущения Праздника… На вербное воскресение в Храме даже не сам не понял — был в Храме или не был… молился или нет… Не радует обилие людей, не радуют красивые песнопения. Не ощущаю любви к прихожанам… вот так всё плохо…

Просмотр 10 сообщений - с 1 по 10 (из 10 всего)
Ответить на: Символ Веры в общем исполнении
Немного о себе: