Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • Андрей
    Гость
    Количество записей: 347

    Здравствуйте, отец Тимофей!
    У меня вопрос о судьбе диавола и падших ангелов.
    Вопрос: возможно ли покаяния диавола и падших ангелов и как это соотносится с тем, по словам ап. Павла, что люди будут судить ангелов?
    «3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?»
    (1Кор.6:3)

    В откровении Иоанна Богослова сказано:
    «1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
    2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет»
    (Откр.20:1,2)
    «7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
    8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
    9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
    10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
    (Откр.20:7-10)
    Из этих цитат видно, что Господь не спешит уничтожить диавола, хотя имеет такую возможность., такое же, и даже более снисходительное отношение, мы видим и в других местах Писания, например в книги Иова сатана приходит к Господу свободно, как один из ангелов:
    «6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
    7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.»
    (Иов.1:6,7)
    Создаётся впечатление, что Бог относится к диаволу, как заблудшему сыну и ждёт от него покаяния, а пока даёт ему возможность пытаться доказать свою самостоятельность, как родители смотрят с грустью и тревогой на проделки подростка. Кроме того своими делами диавол помогает отсеять людей, тестировать их что ли на верность Богу.
    Возможно мои рассуждения наивны и не верны, но тогда не понятно почему диавол зная о Всемогуществе Господа (а кому знать как не ему!), продолжает упорствовать борясь с Ним.

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 266

    Уважаемый Андрей!
    Диавол и падшие ангелы-бесы составляют часть мира бесплотных сил, сотворенных Творцом, отпадших по своей гордости,сделавшиеся злыми и образовавшие особый враждебный Богу и добру, мир. Ап. Иуда говорит, что Бог «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6).
    Состояние духов после падения хорошо описывается у В.Н. Лосского: «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха — гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первый был признан к оБожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха — это жажда самооБожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, непреступно закрывают небеса перед ангелами падшими».
    Отношение Бога к злым духам кратко можно выразить двумя словами: попускает и ограничивает. Почему Бог попускает злым духам действовать в мире и искушать человека? По этому вопросу у отцов Церкви имеется полное согласие. Свт. Иоанн Златоуст, например, пишет:
    «Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?» Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».
    Как простая заметка о невозможности и, главное, нежелании покаяния у духов злобы, вспоминается случай, описываемый в Патерике. Когда одному из иноков, весьма усердному в молитве, явился бес в жалком несчастном виде. На вопрос, почему он такой, бес ответил, что он печален от того, что для него нет никакой возможности покаяния. Сердобольный, но наивный и неискушенный монах предложил помолиться о нем, на что бес с радостью согласился. Потихоньку они стали часто общаться, бес со временем показывал своим видом, что ему становится лучше. Закончилось правда это все беснованием того брата, поверившему возможности исправить беса.

    Андрей
    Гость
    Количество записей: 347

    Благодарю Вас, отец Тимофей!
    Правильно ли я понял, что диавол продолжает безсмысленную борьбу в надежде достичь обожения не по благодати, но своими силами? Т.е. гордыня завела его на этот путь и она же заставляет упорствовать в грехе. Не имея возможности победить Господа, диавол пытается стать богом на земле переделав и исказив творение Божие.

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 266

    Описанное Вами лукавый достаточно успешно реализует через сегодняшнее человечество. Сам попав в эту ловушку безпредельной гордости, диавол тащит туда и человека, всевая мысли о возможности обожения без благодати свыше. Тот призыв из книги Бытия «будете как боги» весьма актуален и сейчас: человечество переступает границы дозволенного, пытаясь присвоить себе функции Творца. К чему это все приведет мы знаем, все это описано в цитируемом выше Вами Апокалипсисе.
    Господь дает человеку отдельно и человечеству в целом сделать свой выбор, поэтому и время царствования антихриста определено в 3,5 года — именно такое время Господь проповедовал народу иудейскому. Как Господь сообщал тайны Царствия Божия 3,5 года, так и в конце времен антихрист ровно столько же будет властвовать и сообщать свои «тайны» и «откровения». Исходя из этого, у человека не будет никакого извинения на Страшном Суде, так же как и у диавола — ведь весь ход времени будет совершен по справедливости.
    Что касается диавола и его стремлений исказить творение Божие, то само зло — это и есть искажение естественного хода вещей, Божиих заповедей и законов. Зло есть не природа, оно не самодостаточно. Но это есть состояние природы, или точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. Вот в нем и пребывает диавол, пытаясь утащить в эту бездну и максимальное количество людей.

    Андрей
    Гость
    Количество записей: 347

    Благодарю Вас, отец Тимофей! Будем боротся со злом и прежде всего в себе.

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
Ответить на: Ответ #9566 на О покаянии диавола.
Немного о себе: