Николо–Берлюковская Пустынь › Категории › Прочее › О покаянии диавола.
-
АвторСообщения
-
АндрейГость14.07.2015 в 22:12Количество записей: 380
Здравствуйте, отец Тимофей!
У меня вопрос о судьбе диавола и падших ангелов.
Вопрос: возможно ли покаяния диавола и падших ангелов и как это соотносится с тем, по словам ап. Павла, что люди будут судить ангелов?
«3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?»
(1Кор.6:3)В откровении Иоанна Богослова сказано:
«1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет»
(Откр.20:1,2)
«7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
(Откр.20:7-10)
Из этих цитат видно, что Господь не спешит уничтожить диавола, хотя имеет такую возможность., такое же, и даже более снисходительное отношение, мы видим и в других местах Писания, например в книги Иова сатана приходит к Господу свободно, как один из ангелов:
«6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.»
(Иов.1:6,7)
Создаётся впечатление, что Бог относится к диаволу, как заблудшему сыну и ждёт от него покаяния, а пока даёт ему возможность пытаться доказать свою самостоятельность, как родители смотрят с грустью и тревогой на проделки подростка. Кроме того своими делами диавол помогает отсеять людей, тестировать их что ли на верность Богу.
Возможно мои рассуждения наивны и не верны, но тогда не понятно почему диавол зная о Всемогуществе Господа (а кому знать как не ему!), продолжает упорствовать борясь с Ним.Уважаемый Андрей!
Диавол и падшие ангелы-бесы составляют часть мира бесплотных сил, сотворенных Творцом, отпадших по своей гордости,сделавшиеся злыми и образовавшие особый враждебный Богу и добру, мир. Ап. Иуда говорит, что Бог «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6).
Состояние духов после падения хорошо описывается у В.Н. Лосского: «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха — гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первый был признан к оБожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха — это жажда самооБожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, непреступно закрывают небеса перед ангелами падшими».
Отношение Бога к злым духам кратко можно выразить двумя словами: попускает и ограничивает. Почему Бог попускает злым духам действовать в мире и искушать человека? По этому вопросу у отцов Церкви имеется полное согласие. Свт. Иоанн Златоуст, например, пишет:
«Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?» Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».
Как простая заметка о невозможности и, главное, нежелании покаяния у духов злобы, вспоминается случай, описываемый в Патерике. Когда одному из иноков, весьма усердному в молитве, явился бес в жалком несчастном виде. На вопрос, почему он такой, бес ответил, что он печален от того, что для него нет никакой возможности покаяния. Сердобольный, но наивный и неискушенный монах предложил помолиться о нем, на что бес с радостью согласился. Потихоньку они стали часто общаться, бес со временем показывал своим видом, что ему становится лучше. Закончилось правда это все беснованием того брата, поверившему возможности исправить беса.АндрейГость15.07.2015 в 12:16Количество записей: 380Благодарю Вас, отец Тимофей!
Правильно ли я понял, что диавол продолжает безсмысленную борьбу в надежде достичь обожения не по благодати, но своими силами? Т.е. гордыня завела его на этот путь и она же заставляет упорствовать в грехе. Не имея возможности победить Господа, диавол пытается стать богом на земле переделав и исказив творение Божие.Описанное Вами лукавый достаточно успешно реализует через сегодняшнее человечество. Сам попав в эту ловушку безпредельной гордости, диавол тащит туда и человека, всевая мысли о возможности обожения без благодати свыше. Тот призыв из книги Бытия «будете как боги» весьма актуален и сейчас: человечество переступает границы дозволенного, пытаясь присвоить себе функции Творца. К чему это все приведет мы знаем, все это описано в цитируемом выше Вами Апокалипсисе.
Господь дает человеку отдельно и человечеству в целом сделать свой выбор, поэтому и время царствования антихриста определено в 3,5 года — именно такое время Господь проповедовал народу иудейскому. Как Господь сообщал тайны Царствия Божия 3,5 года, так и в конце времен антихрист ровно столько же будет властвовать и сообщать свои «тайны» и «откровения». Исходя из этого, у человека не будет никакого извинения на Страшном Суде, так же как и у диавола — ведь весь ход времени будет совершен по справедливости.
Что касается диавола и его стремлений исказить творение Божие, то само зло — это и есть искажение естественного хода вещей, Божиих заповедей и законов. Зло есть не природа, оно не самодостаточно. Но это есть состояние природы, или точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. Вот в нем и пребывает диавол, пытаясь утащить в эту бездну и максимальное количество людей. -
АвторСообщения