Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • Вадим
    Гость
    Количество записей: 347

    Здравствуйте, зачем ставят охрану в монастырях и храмах? И почему охраняют Патриарха, епископа? Известны случаи, когда священники (монахи) с иконой выходили между воюющими сторонами, и бой прекращался. Или, к примеру, в духовных книгах описано, как появлялся ангел и открывал двери заключенным в темнице. По молитвам святого Сергия Радонежского мертвый оживал и вставал.
    А если кто-то нападает на монастырь, может, это попустилось Богом. Иначе от кого охранять? От дьявола?

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 266

    Уважаемый Вадим!
    Давайте вместе разберемся, что это за охрана и зачем она нужна.
    Предлагаю спуститься сверху вниз по церковной иерархии, и давайте начнем со Святейшего Патриарха.
    Думаю, ни для кого не является секретом, что во все времена, а тем более теперь деятельность Патриарха Московского простиралась и простирается далеко за пределы церковной ограды. Мы видим Предстоятеля Церкви и на богослужении в тесном храме, и на праздничных и торжественных церковных мероприятиях, и на встречах с многочисленными слушателями в различных заведениях и учреждениях, и на встречах с чинами нашего государства и зарубежными гостями самого высшего уровня. И во всех областях Патриарх свидетельствует о позиции нашей Церкви для всего мира. Наверняка и Вам известно о Его недавнем официальном визите в Болгарию на торжества, посвященные 140-летию освобождения от османского ига. Речь Патриарха и его отстаивание исторической правды о том, кто именно освобождал Болгарию от турок и чья кровь лилась за счастье и процветание болгарского народа, возымели серьезный резонанс в обществе. Тем самым ясно, что Святейший Патриарх является величиной государственного масштаба, что не может не иметь обратный отклик со стороны самого государства, в частности внимания и заботы о безопасности его жизни. Таков протокол, и уверен, что это ни в коем образом не инициатива самого Святейшего, но та необходимость, с которой приходится мирится и Ему, и нам с Вами.
    По поводу охраны епископов, а также известных священников можно сказать следующее. Сам Господь в дни Своей земной жизни имел ближайшее окружение — апостолов, которые в определенные моменты также выполняли функции охраны. По причине многолюдства вокруг Спасителя это было банальной необходимостью.
    «И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.» (Мк. 9, 9-10)
    «Сыны громовы» — апостолы Иаков и Иоанн порывались вступиться за Спасителя:
    «и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то?, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9, 52-54)
    В Гефсиманском саду апостол Петр прямо встает на защиту своего Божественного Учителя:
    «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо.» (Ин. 18, 10)
    Ваш вопрос и возможное смущение понятно. Зачем нужна эта «преграда»? Ведь и епископ, и священник должны быть максимально близки к людям. Здесь стоит смотреть шире: достигая определенного уровня, возраста, известности, «популярности» — как хотите можно это назвать — человек один уже не может физически справляться со всем спектром задач, особенно когда это касается общения с людьми. Становится необходимым это «распределение» обязанностей. Самая простая из них — обеспечить порядок вокруг епископа (священника) по причине постоянного многолюдства. Опять же, свидетельства о распределения служения мы можем видеть в Евангелии.
    «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.» (Лк.10, 1-2)
    После воскресения Христова и начала проповеди апостольской по умножении учеников встала необходимость разделять служение:
    «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.» (Деян. 6, 1-4)
    В свете вышесказанного то окружение — «охрана» — является мерой, без которой осуществлять свое служение намного сложнее.
    Теперь по поводу охраны монастырей и храмов. Действительно, практически при каждом приходе или обители есть сторож(а). Часто бывает, что элементами внутреннего убранства храмов являются старинные иконы, различные украшения, оставленные прихожанами в знак благодарности святому, Божией Матери или Спасителю, и т.д. Все это не может не являться соблазном для определенной группы людей, не гнушающейся поживиться храмовой святыней. Грех, который через это совершается, называется святотатством, т.е. кражей святыни. Святитель Григорий Нисский говорит об этом так: «святотатство в ветхозаветном и божественном Писании признано достойным не меньшего осуждения, как убийство. Ибо и обличенный в убийстве и похитивший посвященное Богу равно подлежали побиению камнями (Иис. Нав. гл. 7-я).»
    Так вот для того, чтобы не давать такого соблазна, охрана и приставлена к дверям церковным.
    Чтобы у Вас не было в дальнейшем смущений по этому поводу, давайте вспомним, когда вообще впервые в истории и, главное, для чего была поставлена охрана.
    «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.» (Быт. 3, 22-24)
    Для чего Господь так обращается с первыми людьми после их падения, для чего отревает их от древа — источника вечной жизни? Потому как в этом случае они бы вечно грешили, и такая мера — стража у врат рая — великая милость по отношению к человеку, чтобы не было большего греха. Господь призывал их к покаянию, и не дождавшись этого поступает наиболее лучшим способом из возможного, чтобы, в то же самое время, не нарушать воли человека. Подобным образом, и теперь охрана церковная главной задачей имеет уберечь человека от соблазна ко греху.

    Вы также пишите о том, что возможное нападение на монастырь — это попущение Божие. Сложно с этим не согласиться. Но только попущение как раз может быть и за то, что мы не смогли сохранить то, что было нам вверено.
    Надеюсь, смог донести до Вас мысль. Помогай Вам Господь!

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
Ответить на: Ответ #25225 на Охрана храмов
Немного о себе: