Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • Викентий
    Гость
    Количество записей: 347

    Моему ребенку — 16 лет. Читая вместе Евангелие от Иоанна, получил от него вопрос по поводу: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
    Ребенок спрашивает — ведь грехи может прощать только Сам Христос, ибо Он — Бог, а не какие-то люди, даже священники, .. как же такую важную деятельность (роль, миссию, функцию… уж не знаю, как благочестиво подобрать слова…) Христос поручил людям (хоть и священникам, но все равно — людям)..
    Я, как уж на сковородке, извивался, чтоб ответить на такой вопрос сына…
    Пытался сказать, что священник — лишь орудие в руках Христовых и является лишь свидетелем нашего раскаяния; пытался сказать, что Сам Христос приемлет нашу исповедь и невидимо Сам стоит на исповеди и дает отпущение грехов через слова Своего священника… Но.. но ребенок переспросил: «а если священник откажет мне в прощении, он же все таки человек, хоть и священник, но человек, и оставит на мне грехи, что тогда делать?».. И что тогда делать… — я не знаю… Наверное тогда надо идти к Епископу (но этого я не говорил ребенку).. Я пытался сказать, что такого быть не может, что священник не может не простить исповеданные грехи, потому что тогда ему самому не будет ни мира, ни покоя душевного… Но все это звучало не убедительно..
    Хуже того!! тут я вдруг понял, что меня самого беспокоит такая власть священника!!! Я ведь сам, когда прихожу на исповедь, стараюсь выбрать батюшку, который (как мне кажется) менее строгий и более милостивый… У меня самого часто возникает страх, что священник мне скажет: «Сколько можно называть одни и те же грехи, нет у тебя никакого исправления, зачем ты ходишь на исповедь и рассказываешь мне одно и тоже и не исправляешься, нет тебе прощения от меня, пока не исправишься — не приходи»… Я действительно боюсь такое услышать, и при этом становится совсем страшно: «на ком оставите, на том останутся»..
    Пытался найти толкование «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» — не нашел.
    Может я плохо сформулировал свой вопрос… но звучит он примерно так — власть прощать и не прощать грехи дана Апостолам, от них перешла к епископам, а епископы делегировали эту ВЛАСТЬ священникам, а священники — это люди, которые страдают своими грехами и страстями и могут эту, Богом данную им власть, использовать по своему усмотрению… И мне действительно страшно, что в следующую исповедь мне откажут в прощении… Надо бы срочно справиться и грешить — и будет мне счастье и спокойствие души… Может и вправду надо бы мне отказать в прощении грехов, постоянно повторяющихся, может быть это сподвигнет меня к исправлению.. Боюсь, что все не так… надломленную трость переломить можно легко, а что со мной будет, если священник откажет в прощении грехов — я даже не представляю..

    Викентий
    Гость
    Количество записей: 347

    Пользуясь тем, что мой вопрос еще без ответа, однако же уже опубликован, следовательно признан достойным рассмотрения, кратко представлю свой случай..
    Я до сих пор не бросил курить (к сожалению, и сейчас курю). Точно знаю, что курение — это грех, признаю грех — грехом, раскаиваюсь в этом, но (сам точно не знаю почему.. до сих пор курю..).. Однажды подошел на исповедь и прежде чем успел что-то сказать, батюшка спросил: «как ты смеешь подходить к исповеди, когда от тебя пахнет табаком?». Я ответил: «Есть такая проблема, искренне хочу бросить курить, на каждой исповеди исповедаю этот грех, но сам точно не могу понять — почему не удается оставить этот грех». Батюшка ответил примерно так (не дословно): «зачем ты тогда вообще сюда ходишь»… Тут мне практически кровь ударила в мозг, возникла паника и тревога и я ОСТРО почувствовал полную свою незащищенность и беззащитность от ВЛАСТИ священника… Ответил священнику: «без Церкви — нет спасения, поэтому и стремлюсь в Церковь». Священник сказал: «если грех после исповеди не прекращается, а продолжается, то это уже хула на Святаго Духа, которая не прощается»….. После этих слов я в ужасе извинился и мгновенно отошел от исповеди и еще радовался, что не успел священник произнести вслух какого-либо приговора для меня… Сейчас часто вижу В Храме этого священника, но на исповедь к нему никогда не подойду (разве что только под страхом явной смерти, как бы если буду явно при смерти, тогда подойду)

    Андрей
    Гость
    Количество записей: 347

    Много сегодня говорят о покаянии, и почти всегда в понимание
    покаяния вкрадывается заблуждение, что покаяться значит при-
    знать вину на исповеди, не более, скажи только — виноват, батюшка,
    и в миг свободен, и чист.

    В современном русском языке у слова покаяние, как и у слова раскаяние, как и у слова окаянный, как и у слова неприкаянный,
    как и у слова каяться, и это все однокоренные речения, — у них почти уже стерт исконный смысл.
    Давайте восстановим его

    Слово каять изначально понималось так — назначать цену, выкуп за грех. Вот почему окаянный — это человек, который обязан искупить грех,
    а покаянный — это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек — это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию.
    Вспомним выражение ходить как неприкаянный, оно означает, что человек, не расплатившийся за свою вину, буквально не находит себе места на этой земле.

    Итак, покаяние есть наша вольная, осознанная плата за грех, выкуп за свое преступление. Но плата и выкуп — вещи конкретные. Тут одной виноватостью
    не обойдешься. Конечно, если ты обидел друга, приди, повинись перед ним, это будет соразмерной греху платой.
    Но если ты ограбил человека, твое покаяние — возврат награбленного, а не причитание перед ограбленным или перед священником, виноват, мол,
    больше не буду. Если убил неумышленно — повинной головой не обойдешься, искупи вину — воспитай сирот, поддержи вдову — вот твое покаяние!
    Когда же убийство с умыслом, злонамеренное, то покаяние преступника именуется казнью, и само слово казнь, в старину оно звучало — ка-я-знь,
    есть искупление вины кровью согрешившего.

    Вот что такое покаяние
    — вольное, осознанное искупление нами наших личных грехов не только словом, но и делом.
    Мы, по слову Евангелия, должны принести плоды покаяния

    Из книги Татьяны Мироновой — Крест и Меч

    иеромонах Тимофей
    Хранитель
    Количество записей: 266

    Уважаемый Викентий!

    Вы пишите:

    власть прощать и не прощать грехи дана Апостолам, от них перешла к епископам, а епископы делегировали эту ВЛАСТЬ священникам, а священники…

    Тем самым Вы полагаете, что Апостолы и епископы являются людьми безгрешными, а вот священники — это.. и далее по списку. Спешу Вас огорчить, нет людей безгрешных на земле. Вероятность ошибки есть у каждого, ошибались и серьезно ошибались апостолы, предав Господа в Гефсиманском саду. Вот слова преподобного Серафим Саровского: когда говорил от себя, бывали ошибки. Церковь, представленная людьми, ныне живущими на земле, называется воинствующей. Каждый Ее член на пути к спасения, вне зависимости от положения и занимаемого звания.

    Если уж начали про случаи, представлю Вам другой случай.

    Одна женщина решила наконец собраться и прийти в храм на исповедь в первый раз. Жизнь она прожила бурную, каяться, скажем так, было в чем. В том городе был один храм, и вот в один из церковных праздников она добралась до церкви. Отстояв очередь и подойдя к батюшке, она стала все рассказывать о своей прошлой жизни, перечисляя все свои прегрешения. Священник в то время, как она говорила, изредка прерывал ее фразами «да как ты могла», «да ты что»? В конце узнав, что она еще и к причастию готовилась, батюшка сказал, что после сказанного она и не думала подходить к Чаше, ну и много еще чего ей сказал.
    Женщина страшно обиделась и 3 года не могла зайти в храм. По прошествии этого, достаточно длинного промежутка времени, она все таки пришли к мысли, что все же надо к Богу приходить, несмотря на такие трудности. Как я уже говорил, в том городе храм был один, и выбора у нее особого не было. Он опять пошла в ту церковь. Конечно она решила, что никогда больше к тому священнику не подойдет. Придя в храм, она увидела очередь на исповедь и исповедовал действительно другой батюшка. Встав в достаточно длинную очередь, она наконец добралась до аналоя — перед ней был всего один человек. И вот когда его священник исповедал и ей предстояло уже подходить, тот батюшка уходил в алтарь… А возвращается исповедовать тот, «плохой» священник! Ее изумлению конечно не было предела, но она быстро собралась с мыслями, подумав, что все же она столько времени прождала… В общем она подошла к тому священнику. Первое, что она сказала, было то, что она 3 года назад приходила, тот ее обругал, она все это время была в страшной обиде. Батюшка на нее посмотрел и сказал: ну что ты думаешь, у священников плохого настроения не бывает? Теперь они лучшие друзья, и она регулярно ходит к тому священнику на исповедь.

    Возвращаясь к Вашему случаю, есть просто некоторые нормы приличия. Приходить в храм только что накурившись, на самом деле как-то несерьезно. Неужели настолько страсть поглотила Вас, что Вы не можете и нескольких часов прожить без этой отравы? Да, есть люди, которые не могут справиться с этой страстью. Знаю одну бабушку, ей врачи запретили бросать курить. Но нормы приличия какие-то должны быть? Ну вот Вы не соблюли эти нормы приличия, ну и попали под горячую руку. Откуда Вы знаете, о чем говорил священник с человеком, стоящим перед Вами? Ведь исповедь принимать — это не семечки лузгать, это действительно не просто. Бывает, что принимая исповедь, священник становится не свидетелем покаяния, а свидетелем, к примеру, осуждения другого человека или самооправдания исповедующегося. Попытаться переменить образ мыслей исповедника в таком случае бывает стоит многих и многих усилий. А бывает, что усилия эти затратил, а толку никакого — с чем человек пришел, так он и дальше оправдывается или осуждает других. Ну и тут Вы еще со своими сигаретами… Тем более батюшка без прикрас сказал все как есть, и заметьте как Вам это не понравилось. Форма, в которую был облечен смысл, может и была грубовата, но в принципе-то все верно.
    На самом деле это лишний повод задуматься о своей жизни, взять да и исправить ее наконец.

    Существуют несколько «классификаций», если это можно так назвать, грехов. Есть например такая, что прегрешения делятся на грехи против Бога, против ближних, против самого себя, против вещей. Так вот курение — это грех против самого себя. Наше тело — это дар, который нам дал Бог, мы имеем за него ответственность. И то, что человек сознательно губит тело разве не является грехом? Кроме того, Вы и ближним своим этим также вред наносите.

    Вот из жития прп. Силуана Афонского:

    Один купец долго убеждал преподобного Силуана Афонского, что курение — не грех. Старец Силуан посоветовал ему всякий раз, прежде чем взять сигарету, помолиться. Купец возразил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан сказал в ответ: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

    Викентий
    Гость
    Количество записей: 347

    Уважаемый иеромонах Тимофей, благодарю Вас за ответ!
    Многократно перечитал, скопировал и буду еще перечитывать, потому что в Вашем ответе есть всё, что мне необходимо.

    Действительно, я забыл о Промысле Божием… внимание сконцентрировалось только на власти священника…

    Значит нет нужды бояться власти священника, потому что вот и у святителя Игнатия Брянчанинова сказано: «Оставляю человеков: они — слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает» и в другом месте: «Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания» и еще: «Что ж до скорбей земных, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек».

    Не буду, наверное, показывать Ваше письмо сыну… это письмо всё таки для меня, а не для него..

    Если сын повторит свой вопрос, тогда покажу ему Ваше письмо и представлю из святителя Игнатия Брянчанинова:
    «Судьбы Божии — все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определения Божиих. Тайно от Бога и в независимости от Него не совершается и не может совершиться ничто. Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее».

    Действительно, вместо страха Божия у меня развился страх перед властью священника…

    Есть о чем подумать…
    Благодарю за ответ!!

Просмотр 5 сообщений - с 1 по 5 (из 5 всего)
Ответить на: власть священника
Немного о себе: