Николо–Берлюковская Пустынь › Категории › Обряды и обычаи › Почитание воскресенья › Ответить на: Почитание воскресенья
Уважаемый Роман!
Для начала необходимо определить, что Церковь Христова живет в Новом Завете. Ветхий Завет, как говорит апостол Павел, был лишь «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), и его время прошло с Пришествием в этот мир обетованного Мессии.
Сам день — воскресенье — имеет для христиан краеугольное значение, потому как именно в этот день Христос воскрес из мертвых. В пятницу Его распинают, субботу Он плотью пребывает во гробе, после этого — в воскресный день происходят дивные события:
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его (Мф.28:1–8).
В следующий воскресный день Господь является ученикам для уверения апостола Фомы:
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (Ин. 20:26)
Далее, апостолы традиционно собирались в воскресные дни, чтобы совершить общее богослужение — вечери любви, или «агапы», которые были прообразом Божественной литургии. Главным в этих встречах было совершение Таинства причастия Тела и Крови Господних.
Необходимо отметить, что Православная Церковь имеет не только Священное Писание, но и Священное Предание — это «дыхание» Святого Духа в Теле Церкви в исторической перспективе. Это и церковные песнопения, и каноны, постановления соборов, архитектура и т.д. В этом плане Св. Писание является частью Св. Предания.
Таким образом, многие привычные для нас традиции явным образом не указаны в Писании, но они также были вдохновлены Святым Духом. Как заключает апостол Иоанн Богослов, «многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).
Тем не менее, о почитании воскресного дня свидетельствует святой мученик Иустин Философ, живший вскоре после апостолов во II веке. Он пишет:
«В день, называемый солнечным, то есть воскресный, все жители городов и сел собираются вместе, читают (Послания) апостольские… присутствующие приобщаются Даров…»
То есть к этому времени уже повсеместно по церквям была распространена традиция почитания воскресного дня, как особого для христианина.
Касаемо же постановления о хранении субботы в Ветхом Завете, и вообще соблюдения ветхозаветных заповедей, касаемых быта верующих людей, этот вопрос был решен на первом Апостольском соборе в 51 году по Р.Х. Об этом повествуется в Деяниях апостольских. Причина его проведения была в том, что число христиан умножалось. И если ранее это были исключительно иудеи, для которых соблюдение Закона моисеева было обычным и обязательным для исполнения делом, то с распространением веры Христовой по всей территории Римской империи креститься и исповедать Христа стали многочисленные народы, для которых Закон Моисеев был совсем не знаком. Возник вопрос: необходимо ли новым членам Церкви его исполнять? Решение апостолов было таким:
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы. (Деян. 15:28-29)
Таким образом, мы не видим в числе обязательного к исполнению почитание именно субботнего дня.
В целом, подробно данный вопрос рассмотрен в диспутах с Адвентистами седьмого дня 1, 2, 3, 4, 5
-
Этот ответ был изменен 2 weeks, 4 days назад от
иеромонах Тимофей.