Николо–Берлюковская Пустынь › Категории › Духовная жизнь › Вопрос › Ответить на: Вопрос
Уважаемая Елизавета!
Один знакомый стал ходить в храм. Жизнь у него до этого была весьма «бурная». Стал исповедаться, причащаться, осознавать свои грехи, бороться с ними.
Он работал в большом строительном магазине на кассе, и периодически встречался с одним священником, который что-то приобретал из строительных материалов для своего храма. Они познакомились, всегда приветствовали друг друга.
В какой-то раз, смена продавца подошла к концу, и на выходе они со священником тем встретились — тот с покупками собирался домой. И священник предложил подвезти продавца. Всю дорогу они провели в молчании. Знакомый начал как раз изучать святоотеческую литературу, читал про молчание, умную молитву и старался говорить как можно меньше вообще, тем более в присутствии священника. Когда они прощались после этой «безмолвной» поездки, священник выходя по-дружески улыбнулся и сказал продавцу: «а вообще христианство — оно про радость :)»
Знакомый отметил, что после что-то в жизни его перевернулось. Он продолжал ходить в храм, читать святых отцов, но его внутренний взгляд, он изменился. Появилось ясное понимание, что Бог — Он не только Судья, Он еще и Любовь.
Вы пишите про свои первые полгода в Церкви, как было легко и прекрасно. Это знакомо, и думаю, что знакомо всем, кто по настоящему переступил порог церковный. Это называется благодать принимающая. Она покрывает всего человека, открываются его грехи, и человек с горячей ревностью выбрасывает их из своей жизни. Греховный список уменьшается, человеку в радость поститься, нахождение в храме Божием — лучшее время из возможного. И что самое главное — это совершается как-то само собой. Благословенное время. Но преходящее.
У всех по-разному, но такое новоначальное состояние — оно неизбежно уходит. Появляются сложности в духовной жизни, возможно возврат к прежним дурным привычкам, поститься тяжело, в храме стоять — мука. И что сказать, многие на этом этапе перестают ходить в храм.
Какое объяснение вышесказанному можно дать? Что делать, чтобы остаться в Церкви?
Вспомним, что Бог есть любовь. И создал Он человека по образу Своему и подобию. Вдохнул дыхание жизни, приобщив к бессмертию. И дал бесконечную свободу человеку — бесценный дар. В этой свободе Господь призывает к Себе человека, помогает ему на этом пути, но этот путь не может быть совершен без самого человека. Без его личных усилий, преодоления себя.
Почему благодать оставляет человека? Да чтобы он не привык к ней. Вспомните первые страницы книги Бытия, по сути первые люди привыкли к райскому блаженству, забыли что это не их собственность, но дар Божий.
И Господь, как любящий Отец ведет человека. Открывается ему, показывает путь, но пройти его человек должен сам. Иначе как он это будет ценить? Уверен, перед Вашими глазами во множестве могут предстать примеры неблагодарных детей при щедрых родителях. Родители стяжали некоторые блага вследствие своих трудов и усилий, и дают это все без остатка своим детям. Но часто дети это не ценят, и чем больше им достается, тем больше они расточают, «живя блудно», прям как в евангельской притче о блудном сыне.
И в жизни христианина его путь к Богу — это именно путь. Сегодня так, завтра иначе. Преподобный Иосиф Исихаст очень точно определил это короткой фразой: «Искушение? Жди утешения. Утешение? Жди искушения.» Без паники, без загрызания себя до смерти, но и без свешивания ног с печки и превращения себя в кляксу.
Подождите, не торопитесь, и Господь откроется снова. Не так как прежде, по новому. За то Ему и слава, что путь спасения не перестает быть интересным.
В целом же Вам совет: перестаньте грызть себя. Вы злитесь на себя, что не можете «родить» благодать и вернуть себя в то блаженное состояние. Да и не сможете никогда. Потому что оно не Ваше. Это Божий дар. Я прошу, и Господь приходит. Я прошу снова, но Господь скрывается от меня. Значит сегодня ответ такой. И это хорошо. Значит мне надо постараться самому. Как иначе я узнаю свой «потолок»? А он конечно бесконечно низок. Но это не повод для уныния — есть над чем работать. Господи, слава Тебе! А то я уже подумал/подумала, что я… не совсем конечно, нет ну так, но… почти… вот уже практическая… святой/святая.
Помогай Господь Вам на Вашем духовном пути!