иеромонах Тимофей
Хранитель
Количество записей: 266

Уважаемый Рафаил!

Статья действительно хорошая. Причем в ней отражена именно православная традиция умного делания. Без представления образов, мечтаний и прочего, к сожалению, присущего западной традиции.

1. Вы задаете вопрос об искушении подвижников, которым приходят помыслы о том, что творя Иисусову молитву, они не молятся Отцу и Святому Духу.

В последней беседе на Тайной вечере апостол Филипп в простоте попросил Спасителя, чтобы Он показал им Отца. На что Господь ответил: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). И далее: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 11).

Продолжая, Господь дает обетование своим ученикам:

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.» (Ин. 14, 13)

И далее:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин. 14, 16-17)

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин 14, 23)

Та заветная обитель, Царствие Небесное, которое внутри нас, творится Отцом через Сына в Духе Святом. Поэтому ответ на вражеские внушения, который приводится в статье, не противоречит учению Православной Церкви.

2. Теперь по поводу верности утверждения, что в Боге есть только один Ум и только одно реальное сознание (СВЕРХСОЗНАНИЕ), которое разделяют Отец, Сын и Дух.

Подобный вопрос терзал Византийскую империю в VII веке, когда свою силу набрала монофелитская ересь. Дословно этот термин означает «одна воля», то есть во Христе (как утверждали монофелиты) была одна воля, потому как воля является принадлежностью Лица. Православной Церковью это учение было отвергнуто, потому как воля является проявлением природы, что мы и видим в Евангелии.

«Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 29) — сказал Спаситель в Гефсиманском саду. Здесь мы видим различие хотения между Отцом и Сыном. По Божеству у них воля одна, соответственно здесь говорится также о хотении человеческом.

То же самое касается и ума, он относится к природе. У всех Ипостасей Святой Троицы природа одна — божественная, соответственно и ум у них также один.