Николо–Берлюковская Пустынь › Категории › Духовная жизнь › Символ Веры в общем исполнении › Ответить на: Символ Веры в общем исполнении
Уважаемый Викентий!
Прошу прощения за долгое молчание. Теперь, когда будете читать ответ, песнопения в этом году больше уже не услышите — настолько быстро бежит время и уже святая Пасха не за горами.
К сожалению, у нас за время десятилетий безбожия певческая культура сильно пострадала. В последние годы, вот уже почти 30 лет, вместе с восстановлением стен церковных зданий в храмах занимаются возрождением и певческих традиций. Где-то это происходит успешно, где-то не очень. Часто от нехватки знаний мы по необходимости восполняем эту брешь собственной инициативой. Конечно не всегда это выходит здорово.
Если говорить о традициях, то вот уж где они точно сохранились — это на Святой горе в афонских монастырях. Так вот, торжественность службы определяет ее продолжительность и общий ритм богослужения. К примеру, служба в обычные будние дни сильно отличается от праздничных бдений — она короче, все быстрее и проще поется, чаще даже вычитывается. Наоборот, престольные, великие и двунадесятые праздники, не говоря уже о службе Пасхи — во все эти дни монахи практически не выходят из храма. Песнопения поются протяжно и неторопливо, например, одна стихира святому может петься до получаса — и это абсолютно нормально.
Вспоминается книга нашего настоятеля о. Парфения о его путешествиях по православному Востоку в XIX веке. На Страстной седмице в Константинополе на утренней службе только одно песнопение «Се Жених…» пели полтора часа.
Вообще последование богослужений сегодня на приходах весьма и весьма сокращено. Из-за чего? Люди отвыкли молиться, точнее сказать — не привыкли. Общая суета нашей жизни и в храме не дает нам покоя.
Хорошо бы нам, переступая порог храма, оставлять весь этот житейский хаос и мыслить лишь «о едином на потребу» — следовательно мы будем наследниками той благой части, что никогда не отымется от нас (Лк. 10:42).