Андрей
Гость
Количество записей: 347

Много сегодня говорят о покаянии, и почти всегда в понимание
покаяния вкрадывается заблуждение, что покаяться значит при-
знать вину на исповеди, не более, скажи только — виноват, батюшка,
и в миг свободен, и чист.

В современном русском языке у слова покаяние, как и у слова раскаяние, как и у слова окаянный, как и у слова неприкаянный,
как и у слова каяться, и это все однокоренные речения, — у них почти уже стерт исконный смысл.
Давайте восстановим его

Слово каять изначально понималось так — назначать цену, выкуп за грех. Вот почему окаянный — это человек, который обязан искупить грех,
а покаянный — это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек — это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию.
Вспомним выражение ходить как неприкаянный, оно означает, что человек, не расплатившийся за свою вину, буквально не находит себе места на этой земле.

Итак, покаяние есть наша вольная, осознанная плата за грех, выкуп за свое преступление. Но плата и выкуп — вещи конкретные. Тут одной виноватостью
не обойдешься. Конечно, если ты обидел друга, приди, повинись перед ним, это будет соразмерной греху платой.
Но если ты ограбил человека, твое покаяние — возврат награбленного, а не причитание перед ограбленным или перед священником, виноват, мол,
больше не буду. Если убил неумышленно — повинной головой не обойдешься, искупи вину — воспитай сирот, поддержи вдову — вот твое покаяние!
Когда же убийство с умыслом, злонамеренное, то покаяние преступника именуется казнью, и само слово казнь, в старину оно звучало — ка-я-знь,
есть искупление вины кровью согрешившего.

Вот что такое покаяние
— вольное, осознанное искупление нами наших личных грехов не только словом, но и делом.
Мы, по слову Евангелия, должны принести плоды покаяния

Из книги Татьяны Мироновой — Крест и Меч