Доклад иеромонаха Григория (Краснова), насельника Николо-Берлюковского монастыря, на конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности» Рождественских образовательных чтений (12 декабря 2024 года).


То, что происходило в духовной жизни с людьми во время Великой Отечественной войны, в виде специальных трудов и сборников воспоминаний очевидцев опубликовано очень мало. Если во время Первой мировой войны или в ходе Русско — Японской войны 1904 — 1905 годов, существовал специальный орган военного духовенства, который подробно документировал все случаи о чудесной помощи Божией русским воинам и потом многое из этого было опубликовано, то в Отечественную войну 41-45гг. самих полковых священников как таковых просто не существовало. Все личные воспоминания бойцов о духовном подвиге, в основном хранились в архиве семейного круга.

Начало войны и религиозный подъем

Мы знаем, что “благодаря” деятельности советского государства по искоренению религии, большая часть населения нашей страны задолго до начала войны отошла от православной веры. Но уже буквально в первые дни и месяцы войны народ начало духовно возрождаться. Вторжение немецкий захватчиков началось в воскресный день 22 июня 1941 г, когда наша Церковь отмечала День всех святых, в земле Российской просиявших. Символичный день для всех верующих, когда Церковь Земная объединилась в молитве за Родину с Церковью Небесной.

Митрополит Сергий (Страгородский) в этот день, после Божественной литургии в Богоявленском соборе, в своем слове сказал об особом заступничестве Пресвятой Богородицы за нашу землю:

“Господь милостив, и покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней заступницы русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелый испытаний и победоносно завершить войну” (Патриарх Сергий и его духовное наследство). Позже удалившись в свою келью, он собственноручно набрал на пишущей машинке текст своего послания к “Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”. Данное послание встретило широкий отклик в сердцах верующих и народ массово пошел в еще оставшиеся и действующие храмы.

Битва за Москву

Поздней осенью 1941 года, для нашего отечества наступает критический момент, враг уже на подступах к Москве. У села Белый Раст Дмитровского района Московской области, происходит одна из первых побед в битвах под Москвой. Оборону здесь держали матросы-дальневосточники 64-й отдельной стрелковой бригады. Бои за этот населенный пункт продолжались 5 дней с 3 по 7 декабря, село неоднократно переходило из рук в руки и наконец морякам при поддержке танкистов из 24-й танковой бригады удается сломить сопротивление немцев и за 13 дней безперерывного контрнаступления продвинутся вперед на 130 км. (Коновалов О.Г. Первая Победа.) Интересна судьба местного Храма Архангела Михаила. Храм не закрывался и службы в нем совершались вплоть до подхода немцев. Однако во время непрерывных боев за село, он сгорел дотла, вместе с ним и вся церковная утварь. На пепелище местные жители обнаружили единственный нетронутый огнем предмет – это оказалась аналойная икона Архистратига Божия Михаила. По свидетельству сельчан, во время пожара икона упала “лицом” на пол, и бархат, которым была обита ее обратная сторона, не загорелся, что по сей день свидетельствует об этом чуде.
То, что в ходе боев под Москвой советские войска в декабре 1941 перешли в контрнаступление — в этом прослеживается явная Божия помощь. Многие бежавшие в панике из-под Москвы немцы видели грозного “Николу — русского Бога”, шедшего впереди наступавших сибирских дивизий, в которых было изрядное число православных бойцов (по свидетельствам немецких военнопленных).

В эти дни в переполненных храмах Москвы служили молебны перед образом Казанской Божией Матери. А среди верующих из уст в уста передавалась весть о том, что перед решающим сражением самолет с этим образом облетел нашу столицу.

О религиозном подъеме в это время, говорят и вражеские немецкие агенты, вот что передавали из штаба полиции безопасности в Берлин:

“…в последние месяцы советское правительство все больше ограничивало мероприятия, враждебные церкви. Все сохранившиеся храмы были открыты, их посещает много народа. Регулярно проводятся богослужения, в которых звучат молитвы о свободе русской земли” (Москва военная. 1941-1945. Мемуары и архивные документы.)

Бои за Ленинград

В июле-сентябре 1941 года немецкие войска группы армий “Север” вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. Начались страшные 900 дней блокады. Пытаться понять и объяснить с помощью голых фактов и логики, почему немец дойдя уже до трамвайной остановки “Автово” в черте самого города, застрял здесь на целых 2 года и так и не смог взять город, вряд ли получится. Чудо этой военной истории можно объяснить только лишь признав помощь Божию и предстательство Божией Матери. Так же как и в битве за Москву, чудотворный образ казанской Божией Матери, обносили вокруг города, а службы и молебны перед иконой не прекращались ни на один день. Существует крепко утвердившиеся в народе предание, что во времена Петра I, святитель Митрофан Воронежский, возвестил императору, основавшему новый город святого Петра, что, пока Казанская икона в городе и народ перед ней молится Пресвятой Богородице, нога вражеская не ступит на его землю.

Иеромонах Филадельф в своей книге “Заступница Усердная” приводит свидетельство, о явлении митрополиту Гор Ливийских Илие самой Божией Матери. Она открыла ему тогда, что должно быть сделано в России: необходимо возобновить по всей стране богослужения, обнести вокруг Ленинграда чудотворную икону Казанской Божией Матери, совершить молебен перед этой иконой в Москве, икона должна побывать и в Сталинграде…

Что касается личных воспоминаний самих блокадников, то невозможно читать их без слез. Приведем одни из них — из дневника Лидии Охапкиной: “ Тяжелые мысли о смерти меня преследовали. Пять дней без хлеба… Я встала и бросилась на колени молиться со слезами. Иконы не было, да и я не знала ни одной молитвы. Дети мои были некрещеные, да и сама я не верила в Бога. Правда, во время тревоги я иногда мысленно шептала: “Господи, спаси, не дай погибнуть”. Но в этот раз я горячо шептала: “Господи, ты видишь, как я страдаю, как голодна и как голодны мои маленькие дети. Нет больше сил. Господи, я прошу, пошли нам смерть, только чтоб мы умерли сразу все. Я не могу больше жить. Ты видишь, как я мучаюсь. Господи, пожалей ни в чем не повинных детей”. На следующий день во входную дверь кто-то стал стучать. Это был посланец с фронта, от мужа. Он передал мне небольшую посылочку с хлебом и письмо. Лейтенант, глядя на всех нас, стал громко сморкаться и вытирать слезы, которые у него покатились.”

Вот еще одно блокадное свидетельство Мещанкиной Таисии Васильевны : “ В одну ночь я почувствовала — умираю. Рядом лежала моя дочка. Но, поскольку я верующая, я стала на колени и говорю: “Господи! Пошли мне, чтобы я до утра дожила, чтобы ребенок не увидел меня мертвую”. Я пошла на кухню и — откуда силы взялись — отодвинула стол. И за столом нахожу бумагу из-под масла сливочного, валяются еще там три горошины и шелуха от картошки. Я бумагу сжевала, дожила до 6 часов утра, а там пошла за хлебом”.

Сталинградская битва

События сталинградской битвы подробно описаны и исследованы учеными и большинство из них придерживается мнения что на Волге в битве с фашизмом решался исход Второй мировой войны и судьба всего человечества. И могло ли это остаться без Божественного участия?

Здесь мы сталкиваемся с чудесами практически на каждом шагу. Можно вспомнить об одном известном подвиге для многих верующий: 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, три бойца (!) во главе с сержантом Яковом Федоровичем Павловым отбили четырехэтажный дом и удерживали его в течение трех суток, отбивая яростные атаки вражеской дивизии.

Но самое удивительное событие произошло, когда части 62-й армии Чуйкова остались на маленьком пятачке у Волги, защитники города не отступили, укрепляемые самой Богородицей. Свидетельство об этом хранится в Государственном архиве Российской Федерации: отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР тов. Ходченко председателю этого же Совета Г.Г. Карпову. В нем убежденный атеист доносил вышестоящему начальству… о Божьем чуде, свидетельницей которого была целая воинская часть. В середине июля 1942 года в район города была направлена 62 армия генерала Чуйкова, на которую легла основная тяжесть борьбы с противником, чьи силы насчитывали двадцать шесть дивизий.

В сентябре 1942 года фашисты, в руках которых уже находилась большая часть города, готовились к генеральному штурму крепости на Волге!. 11 ноября нацисты предприняли очередную попытку штурма города. Наши войска оказались рассеченными на три части. Но в самый критический момент битвы бойцы одной из частей прославленной армии увидели нечто такое, что ошеломило их: в ночном осеннем небе Сталинграда появилось знамение, указывающее на спасение города и на скорую победу наших войск.

Окончание войны

После переломной победы в Сталинградской битве и до окончательного разгрома нацистской Германии, было большое количество и других важных и значимых сражений. Самое главное то, что в этих событиях, через верующих и духовенство Русской Православной Церкви, Господь явил Свою несокрушимую силу, перед которой планы врагов Христовых оказались «немощными дерзостями». Обращение людей к Богу, горячие молитвы в уцелевших храмах, решимость людей после десятилетий атеизма вновь переступить порог Дома Божия, прибегнуть к святым таинствам Церкви — это ли не главное свидетельство о Божием заступничестве? Господь внял молитвам Церкви земной и небесной и помиловал наше отечество. Первый по настоящему мирный день пришелся на 6 мая 1945 г. В этот день праздник Светлого Христова Воскресения совпал с днем памяти Георгия Победоносца. Таким образом, Господь засвидетельствовал духовное значение подвига нашего народа в этой войне. В ночь со вторника на среду Светлой седмицы был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии и тем самым долгожданная победа соединилась с радостью Светлой седмицы. Парад победы на красной площади состоялся 24 июня, в день Святой Троицы. Некоторые могут усомнится и возразить, что это все случайности и совпадения, но как кто-то сказал: “Случай — это язык Бога”, у Господа ничего случайного не бывает — в Его деснице все времена и сроки, которые только ему открыты.