Доклад монахини Евпраксии (Лаухиной), насельницы Никитского Бывалинского монастыря, на конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности» Рождественских образовательных чтений (12 декабря 2024 года).


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди на Бутовском полигоне в мае 2015 года сказал, что «без новомучеников российских не было бы Великой Победы»: в Великую Отечественную войну солдаты отдавали жизнь не за землю, воздух и деревья, не за заводы и мосты, которые с легкостью взрывали при отступлении, чтобы помешать врагу, а за великую святыню, за «некую духовную доминанту». «Подвиг тех, кто погиб, защищая Отечество, и подвиг тех, кто в мирное время погибал за ту же самую духовную сердцевину жизни нашего народа, соединяется. Это некий общий подвиг. И без одного, может быть, не было бы и другого. Откажись эти сонмы мучеников и исповедников от веры, от Христа, от церкви, встань они в ряды хулителей, может быть, и у народа не хватило бы никакой духовной силы сопротивляться врагу».

Все мы помним исторические события в России начала ХХ века – отступление от Бога, революция, смена власти, гражданская, а затем и Великая Отечественная войны. Если взглянуть на события сквозь призму православия, то все события покажутся вполне закономерными. Некогда Святая Русь, воспитывавшая великих подвижников веры и благочестия, стала отступать от истинного пути – Христа, все больше и больше погружаясь в бездну забот, ничего не значащих для единственно важного дела на этой земле — дела спасения.

Верхушка общества неуклонно обмирщалась, приступать к Церковным Таинствам стало обязательной повинностью, и, в конечном итоге, – простой формальностью. Это привело общество к свободомыслию, полному отрицанию Божественного Начала, к атеизму и попыткам построить социализм. К сожалению, на этой грешной земле невозможно создать условия, хотя бы приближенные к райским, поэтому идея изначально утопична и обречена на провал.

Пришедшая к власти партия объявила Церковь вне закона, начала гонения на верующих. Кто-то открыто исповедовал православие и шел путем мученичества и исповедничества, кто-то втайне хранил главную свою святыню – веру, — чтобы передать ее детям и внукам. Один их древних учителей Церкви – Тертуллиан – еще во втором веке сказал, что душа человеческая по природе христианка. А русский человек, с пеленок воспитанный в церковной традиции, не мог вот так вот сразу отказаться от веры, как требовало этого новое веяние. Поэтому вера продолжала жить, несмотря на тяжелые и продолжительные гонения, продолжала передаваться по наследству следующим поколениям. Великая Отечественная война явилась тем фактором, который заставил руководство страны легализовать Церковь, признать ее полноправной частью советской действительности. Общество объединилось перед лицом общего врага – нацизма. Верующие (и духовенство, и клирики, и миряне) как часть гражданского общества активно включились в борьбу с врагом и в оказании посильной помощи фронту.

На средства, собранные верующими, были созданы танковая колонна «Дмитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский», не случайно названные в честь святых русских полководцев. Известно, также, что верующие собрали 300 миллионов рублей на помощь фронту. И это только материальная часть общего вклада Церкви в Победу.

А была еще и более важная, духовная составляющая. Поэт Константин Симонов пишет:

«Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих».

И вот это единство перед лицом страшного и беспощадного врага живых и уже усопших людей русских, среди которых было много великих святых молитвенников и заступников пред Богом сделало возможной блестящую победу в Пасхальные дни 1945 года. Возможно, Милосердный Господь, попуская великое бедствие народу нашему, дал, одновременно, и великую надежду самой датой начала войны в день памяти всех святых, в земле Российской просиявших, как бы указывая на заступничество, покровительство и помощь Церкви Небесной.

Священноначалие призывало верных чад встать на защиту Родины.

Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) в первый день войны, 22 июня 1941 года, писал в послании к пастырям и пасомым: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу…».

Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917 года и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и русского православного народа. В этот трагический период для Церкви многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и своей смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими. Благодаря их подвигу, принявших на себя натиск сатанинской злобы богоборческой власти и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти, одержавших нравственную победу в неравной борьбе русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала «страна огромная», как один человек, на «священную войну», что «прадеды», победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога «внукам своим» силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне.

Духовенство в годы войны, как, впрочем, и всегда, было едино с народом, и не только поддерживало свою паству, но и всячески оказывало содействие Армии. По всей стране служились молебны о даровании победы, ежедневно за богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов…» А многие видные церковные деятели, включая будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), сражались на фронтах Великой Отечественной. Митрофорный протоиерей Иоанн Букоткин, иеромонах Сергий (Хомутов), Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), протоиерей Василий Ермаков, Патриарший архидиакон Андрей Мазур, Архимандрит Алипий (Воронов), архимандрит Петр (Кучер), архимандрит Кирилл (Павлов), Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв), протоиерей Глеб Каледа, матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина), протоиерей Роман Косовский, монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева), монах Самуил (в миру Мальков Алексей Иванович), протодиакон Маркиан Пасторов, протодиакон Николай Попович, — вот список священников и монахов, защищавших Родину в рядах Красной Армии, который можно еще долго продолжать.
Священники, дьяконы, певчие, псаломщики, как некогда и герои Куликовской битвы монахи-богатыри Пересвет и Ослябя, встали на защиту русского народа, отлично понимая, почему для немцев все мы были русские, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Никто не вел отдельного учета этому пополнению Красной Армии и его подвигам. Протоиерей Николай Агафонов, автор книги «Ратные подвиги православного духовенства», собирая свидетельства по крупицам, утверждает, что «многие сотни отбывших срок священнослужителей в армии стали танкистами, артиллеристами, пехотинцами». Более сотни были награждены медалями и орденами. 40 священников удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы». Более 50 были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Несколько десятков получили медали «Партизан Великой Отечественной войны». А сколько героев-солдат и боевых офицеров, в тяжелую минуту дав такое слово Богу, после войны стали священниками или монахами.

Одним из величайших молитвенников в военные годы был иеросхимонах Серафим Вырицкий, возносивший горячие молитвы о спасении Отчизны и успокаивавший жителей, предрекая, что в Вырице ни одного жилого дома не будет разрушено (так впоследствии и оказалось: были разрушены только вокзал, сберкасса и мост). Прозрел старец и Победу, которую приближал своими молитвами.

На оккупированных территориях священники, пользуясь своим правом относительно свободного передвижения, активно сотрудничали с разведкой и партизанскими отрядами. Медалью «Партизан Отечественной войны» была отмечена деятельность отца Федора Пузанова из села Бродовичи-Заполье на Псковщине. В годы войны он стал разведчиком 5-й партизанской бригады. Георгиевский кавалер Первой мировой войны, он вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, первым отдал им свою корову, сообщал данные о передвижениях немцев. Кроме этого, он вел беседы с верующими и, передвигаясь от села к селу, знакомил жителей с положением в стране и на фронтах. В январе 1944 г. во время отступления немецких войск отец Федор спас от угона в Германию более 300 своих земляков.

«Партизанским священником» был и отец Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района Пинской области в Белоруссии. С начала войны он совершал богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным немцами. Пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, с посланиями митрополита Сергия. Позже отец Василий стал партизанским связным и продолжал им быть до освобождения Белоруссии.

Свой вклад в дело победы вносили и монашествующие. (В конце войны на территории РСФСР не осталось ни одного действующего монастыря, лишь в присоединенных областях Молдавии, Украины, Белоруссии их насчитывалось 46.) В годы оккупации на временно занятой врагом территории возобновили свою деятельность 29 православных монастырей. Так, например, Курский Свято-Троицкий женский монастырь начал действовать в марте 1942 г. Только за несколько месяцев 1944 г. монахини сдали в Фонд обороны 70 тыс. рублей, Днепропетровский Тихвинский женский монастырь – 50 тыс., Одесский Михайловский женский монастырь – 100 тыс. рублей. Монахини помогали Красной армии не только пожертвованиями, но и сбором теплых вещей и полотенец, так нужных в госпиталях и медсанбатах. Инокини Одесского Михайловского женского монастыря вместе со своей настоятельницей игуменьей Анатолией (Букач) собрали и передали военным медикам значительное количество лекарственных препаратов.

А некоторые православные иерархи известны и своей внецерковной деятельностью. Так, прославленный в лике святых святитель Лука Крымский (в миру – профессор хирургии Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, к слову, родившийся 9 мая по новому стилю), прошедший череду тюрем, лагерей и ссылок, уже с октября 1941 года стал главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя. Владыка работал практически без отдыха, делал по 3-4 операции в день, спас тысячи жизней. Впоследствии советские власти наградят святителя медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и удостоят Сталинской премии за научные труды по гнойной хирургии и операциям огнестрельных ранений.

Великая Отечественная война — это не борьба идеологий или социальных строев, а борьба за веру и правду против мирового зла, представленного фашизмом. Вклад Церкви огромен, он не поддается оценке, и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

В Евангелии от Иоанна есть замечательные слова: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Жизнь человеческая бесценна, а сознательно лишиться ее, пожертвовать вместо того, кто слабее и нуждается в защите – это высшая мера христианской любви, к которой должен стремиться каждый христианин.