Доклад иеромонаха Сергия (Миронюка), насельника Покровско-Васильевского монастыря, на конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности» Рождественских образовательных чтений (12 декабря 2024 года).


В дни Великой Отечественной войны тысячи монахов и монахинь встали на молитву, чтобы попросить Божией помощи, заступничества Пресвятой Богородицы и ходатайства святых за родное Отечество. Наряду с этим монахи и монахини принесли и все свои внешние труды на пользу военного дела. Последнее выразилось в непосредственном участии в защите Родины, предоставлении своих помещений для военнослужащих, в сборе денежных средств для поддержания и развития армии и в заботе о раненых.

Митрополит Сергий (Страгородский) писал в первый же день войны:

Православная церковь всегда разделяла судьбу народа: и испытания вместе с ним несла, и утешалась его успехами. Не оставит она своего народа и теперь. Она благословляет небесным благословением предстоящий всенародный подвиг» —

Сотни служителей Церкви, в том числе отбывших срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, геройски воевали с врагом, находясь в действующей армии или помогая партизанам. Одни защищали Родину, уже имея церковный сан, другие сменили воинскую службу на церковное служение после Победы.

Так, уже побывав в заключении, заместителем командира роты начал свой боевой путь по фронтам войны Сергей Михайлович Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Наместник Псково-Печерского монастыря в 1950–1960-х годах архимандрит Алипий (Воронов) воевал все четыре года, оборонял Москву, был несколько раз ранен и награжден орденами.

Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) на фронте был пулеметчиком; когда в 1943 году он вернулся к священнослужению, на груди его блестела медаль «За боевые заслуги»…

Архимандрит Кирилл (Павлов) прошел всю войну, участвовал в боях за Сталинград. «Страшная большая война», – говорил он. Милостью Божией он остался жив, обратившись на войне к вере.

Сам батюшка в одном из своих послевоенных интервью вспоминал подробности боя на берегу Волги на подступах к Сталинграду: «Мы так головы приподняли, а уже в метрах семидесяти от нас немецкие танки и автоматчики – и стреляют. Такое состояние неописуемое, тут уже просто на волю Божию полагаешься. Лежишь, а там грунт песчаный, и вижу, как пули падают в песок и пыль поднимается. Любая пуля заденет – и все. И кто со мной бежали – падали как снопы. Бежали по этой балке прямо по берегу».

В послевоенное время в Псково – Печерском монастыре среди насельников жили 14 участников Великой Отечественной войны. Среди них были: Схимонах Иеремия (Анфалов Андрей Иванович), Схиархимандрит Паисий (Семёнов Пётр Васильевич), который был мобилизован в Красную Армию и воевал с немцами. Был тяжело ранен и контужен. Более суток пролежал засыпанный землёй от взрыва снаряда. Лечился в госпитале и был демобилизован. Награждён орденом Великой Отечественной войны; Архимандрит Иероним (Тихомиров Иван Матвеевич). В 1942-1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне. Был награждён медалями: «За отвагу», «За победу над Германией».

О них рассказал иеромонах Хрисанф, который нес свое послушание в монастырском лазарете, где лечились насельники, участники Великой Отечественной войны. Отец Хрисанф заметил, что на войне неверующих не было, и мысли о вечности приходят там особенно четко.

Митрополита Феофана (Малявко), он принял постриг в 1939 году, насельника монастыря, на войне называли «Фома Андреевич», и он рассказывал: «Стою в карауле на передовой, переживаю и молюсь: «Господи! Кто придет с их стороны, а я маленький, слабый погибну, и мои погибнут, помоги сохраниться нам, как знаешь». А сам проходил каждый окопчик и крестил. Все живы были.

Монах Дионисий рассказывал, как поднимался в атаку, и «все пули видел, а они, как пчелы на пасеке. «В атаке кричишь одно, а молишься Господу про себя». И ни одна пуля не попала в него.

В своих воспоминаниях о фронтовиках в монастыре, отец Хрисанф заметил, что на войне неверующих не было, и мысли о вечности приходят там особенно четко. Подводя итог своим воспоминаниям о военных ветеранах – монахах, отец Хрисанф сказал:«Всю нашу братию фронтовую отличало особенное смирение, не приобретенное монашеским опытом, наработанное, а выстраданное смирение, как результат прохождения через границу смерти. И этот дар смирения они принесли в монастырь, нам. И их опыт давал нам светлую надежду в перенесении скорбей, которые у них были великими».

Интересны воспоминания о силе молитвы монахов во время войны монахини Софии (Ошариной), которая в свое время была участницей военных действий и прошла всю войну от Москвы до Берлина. Она рассказывала о том, как брали Кенигсберг (нынешний Калининград): «Взяли Кенигсберг с Божией помощью, − вспоминала матушка, − Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!» И только монахи запели − стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

Немало среди фронтовиков женщин — монахинь. Среди них Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева, 1923-2011). Прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходил», – вспоминала она.

Монахиня Адриана (в миру Наталия Владимировна Малышева, 1921-2012).Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб Константина Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина.

Так своими молитвами, трудом на благо страдающего Отечества, участием в войне Церковь приблизила Победу.