Доклад иеромонаха Владимира (Муравьева), насельника Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, на конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности» Рождественских образовательных чтений (26 декабря 2023 года).


Прошло более полутора тысяч лет с тех пор, как в пустынях Египта, Палестины и Сирии возникло это удивительное движение – монашество, бегство от мира земного ради мира небесного, от потока земной информации ради потока небесной жизни и созерцания Бога. Святой Павел Фивейский, проживший в пустыне более пятидесяти лет, спрашивал преподобного Антония о состоянии человеческого общества и Римской империи, потому что в свое время сознательно покинул мир и устранился от всего того потока информации, что может помешать человеку сосредоточить свои помыслы на Одном – Господе Иисусе Христе.

Святитель Григорий Богослов очень емко выразил суть монашества в нескольких словах, которые он произнес хотя и по другому поводу, но которые как нельзя подходят под описание истинной монашеской жизни: «Мне казалось, что всего лучше, замкнув как бы чувства, отрешившись от плоти и мира, собравшись в самого себя, без крайней нужды не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого и носить в себе Божественные образы, всегда чистые и несмешанные с земными и обманчивыми напечатлениями, быть и непрестанно делаться истинно чистым зерцалом Бога и Божественного, приобретать ко свету свет – к менее ясному лучезарнейший, пожинать уже упованием блага будущего века, сожительствовать с Ангелами и, находясь еще на земле, оставлять землю и быть возносимым Духом горе́»» (Слово 3, по возвращении из Понта и о священстве).

Проходят столетия, меняются цивилизации, проносятся мимо эпохи человеческой истории, и вот мы находимся почти уже в постиндустриальном обществе, в мире цифровых технологий, в мире, который предлагает столько комфорта и удобств современному человеку, который, окажись бы он в условиях хотя бы начала прошлого столетия, уже будет неспособен приспособиться и нормально обитать в заданной ему плоскости координат, который и сейчас уже перестал уметь делать многое своими руками, а иногда и даже думать своей головой. В таком мире мы сейчас живем, но цель как христианской жизни в целом, так и монашеского подвига в частности, осталась прежней: достижение богоподобия, исцеления своей немощной и больной природы с помощью синергии благодати Святого Духа и личных усилий человека. Таково предназначение человека – находиться в общении со своим Творцом и в наслаждении Божественной жизнью.

Все, что человеку препятствует вести такой образ жизни, все удовольствия, комфортные условия, которые расслабляют душу и тело, беспрерывный поток информации, льющийся на головы современных людей из средств массовой информации и приводящий в «раскисшее» состояние, все это является тем, что мешает человеку в исполнении его благой цели – достижения Бога. Перед этими вызовами стоит весь современный мир, эти вызовы встают и на пути у современного монашества, они являются средствами той брани, которую с воинами Христовыми «начала и власти, и миродержители тьмы века сего, духи злобы поднебесной».

Проблема здесь кроется не в онтологическом отрицательном или положительном свойстве тех или иных вещей, а в их практическом применении. Сами по себе условия современной цивилизации не могут помешать человеку прийти ко Христу – помешать ему в этом может только неправильное отношение к ним.

Именно пересмотр системы ценностей и координат является первейшей обязанностью всякого монашествующего. Система ценностей, которую современный мир предлагает, порождена гнилым человеческим разумом и греховна в самой сути своей, и задача монашествующего – не придумать какую-то новую систему, а вернуться к нормально ориентированной жизни, которую нам указывает Господь в Своем Священном Писании и святые отцы нашей церкви в своих трудах. Мир во зле лежит, по слову апостола, и задача монашествующего сегодня – не убежать в пустыню, как это было в первые века христианства, а, уходя от мира и при этом оставаясь в мире физически, среди шума больших городов, в которых часто находятся монашеские обители, посмотреть на этот мир другими глазами, обновленными благодатью, и выстроить систему координат, в которой центром будет Христос, а все остальные абсциссы и ординаты будут ценны лишь постольку, поскольку ведут к главному – Христу. И это будет возвращением к тому балансу между наслаждением и пользованием, о котором учил блаженный Августин: если мы получаем наслаждение от того, чем должны пользоваться, и пользуемся тем, чем должны наслаждаться, то духовная жизнь пойдет под откос. Лишь одно в жизни достойно наслаждения – Бог, а все остальное дано нам для пользования, а не для наслаждения, и причем для того пользования, которое приведет к истинному Объекту наслаждения – Богу.

Такой пересмотр человеком системы координат возможен только в обществе людей, которые уже переосмыслили ее так, и этим обществом людей и призвано быть монашество. Устроение такого общества возможно лишь при укорененности в подобной традиции монашеского делания, которая сейчас, к сожалению, сильно хромает в нашей человеческой жизни, а вхождение мирского духа в монастырскую жизнь из-за частых контактов с миром является одной из основных проблем современного монашества, по словам преподобного Паисия Святогорца: «Незаметно, под благовидными предлогами, из-за незначительных, казалось бы, уступок он (мирской дух) наполняет нас, овладевает нашим умом, изменяет наше сознание».

Отдельного разговора заслуживает тема использования современных информационных технологий монашествующими, через которые насельник, оставивший мирскую жизнь, легко может в нее вернуться, даже не выходя из кельи. В отдельном исследовании нуждается и необходимость различных форм социального служения современных монастырей. Во всех этих видах христианского служения монастыри должны оставаться монастырями, а не превращаться в социально-реабилитационные учреждения, просветительские кружки или туристические центры. Помимо этих – новых – вызовов, по-прежнему опасны соблазны нарушения монашеских обетов, уменьшение строгости монашеской дисциплины, духовное расслабление вместо подвига.

Существуют и другие трудности как во внутренней жизни обителей, так и в обустройстве внешних условий существования монастыря. Не всегда возможно сразу найти верное решение, предложить путь решения той или иной проблемы, однако совместная молитва, совместный поиск практического выхода в свое время дают благие плоды, что является несомненным свидетельством действия Божьего Промысла, предстательства Пресвятой Богородицы – Небесной Игумении всех обителей, святых угодников – преподобных отцов, основоположников монашеского жительства.