30 мая, в 5-ю Неделю по Пасхе, о самаряныне, в день преставления основателя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря схиигумена Парфения (Агеева), епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай совершил Божественную литургию в Преображенском соборе обители.

Его Преосвященству сослужили благочинный монастырей Балашихинской епархии игумен Евмений (Лагутин), настоятель Гуслицкого монастыря игумен Серафим (Голованов), благочинные церковных округов Орехово-Зуевского — протоиерей Андрей Коробков и Ликино-Дулевского — священник Антоний Рыжаков, настоятель Александро-Невского храма г. Балашихи протоиерей Александр Ивлев и духовенство монастыря. Богослужебные песнопения исполнял праздничный хор обители под управлением Н. В. Чернигина.

После чтения Евангелия Его Преосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом. После сугубой ектении Владыка Николай вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

После отпуста епископ Николай совершил заупокойную литию по приснопамятному основателю монастыря схиигумене Парфении.

По окончании литии игумен Серафим обратился к Его Преосвященству с приветственным словом. Батюшка поблагодарил Владыку за архипастырский визит, преподнес Его Преосвященству панагию с изображением иконы Божией Матери «Знамение» и книгу схиигумена Парфения «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле».

Затем епископ Николай поблагодарил собравшихся за совместную соборную молитву, поздравил всех с праздником, с днем памяти основателя обители схиигумена Парфения и передал всем благословение Святейшего Патриарха Кирилла.

***

Схиигумен Парфений (Агеев) (1807–1878) — строитель и игумен Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, бывший раскольник, писатель-самородок, подвижник благочестия. Родом из Молдавии, воспитывался в среде старообрядцев. В 1837 году Петр Агеев (мирское имя инока Парфения) присоединился к Русской Православной Церкви и направился в русский Пантелеимонов монастырь на Афон, где весной 1841 года принял монашеский постриг, а затем и великую схиму.

В 1847 году, по благословению афонского старца иеросхимонаха Арсения, он приехал в Россию, в Томск, и подал прошение о принятии его в число братства Гефсиманского скита. Просьба его была удовлетворена в 1854 году. В следующем году инок Парфений рукоположен в иеромонахи и в 1856 назначен строителем и игуменом Берлюковой пустыни в Богородском уезде Московской губернии. В это время он написал значительный труд, обращённый к старообрядцам — «О промысле Божием…»

Игумен Парфений, сам оставивший раскол, много содействовал обращению на путь истины и своих собратьев, как посредством устных убеждений, так и письменными трудами, снискавшими ему славу полемиста и духовного писателя.

По благословению святителя Московского Филарета (Дроздова) в 1858 году отцу Парфению с целью «духовного действования» на раскольническое население было поручено устройство Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Монастырь был окончен и освящен в 1859 году, и строитель Парфений за учреждение его был награжден золотым кабинетным крестом и определен его игуменом. При новосозданном монастыре игумен Парфений собрал уникальные рукописи и древлепечатные книги, которые составили отдельный фонд РГБ, личный архив отца Парфения хранится в Историческом музее Москвы, а также собрание древних икон, часть из которых после разорения Гуслицкой обители перешла в фонды Русского музея.

В 1870-1871 годах он вновь побывал на Афоне и в Иерусалиме. В первых числах августа 1872 года был подписан указ Святейшего Синода об увольнении настоятеля Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря на покой.

На покое батюшка проживал в Гефсиманском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а затем и в самой Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в келье при богадельне.

Скончался отец Парфений 17 мая 1878 года и был погребен у Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры.