На протяжении всего Синодального периода, православные монастыри Российской Империи, ежегодно сдавали в Духовную Консисторию ведомости (Послужные списки) о насельниках монастыря. Это был такой своеобразный статистический отчет, в котором отображались данные о возрасте, происхождении, звании, дате поступления в обитель, дате пострига, монастырском послушании на каждого из членов братии. Также в отчете содержалась запись с оценкой их поведения и прилежания. Заполнялась ведомость настоятелем (строителем) монастыря. Благодаря сохранившимся архивным монастырским ведомостям, мы можем представить себе некоторые аспекты жизни монастыря и его насельников.
Итак, 1821 год.
В монастыре состоят:
Строитель — 1
Иеромонахов — 3
Белый священник — 1
Иеродиаконов — 5
Монахов — 4
Послушников — 11
Всего 25 человек, из которых монашествующих было 13 человек. Согласно «Духовным штатам», документом изданным в правление Императрицы Екатерины II, все монастыри делились на 3 штата (класса), в зависимости от числа монашествующих. В мужских монастырях первого класса полагалось 33 монаха, второго 17, третьего 12. В зависимости от того, к какому классу относился монастырь, государство выделяло средства на его содержание. Николо-Берлюковская пустынь подпадала под разряд третьеклассного монастыря.
Настоятель монастыря, иеромонах Иоанникий поступил в обитель из Николо-Пешношского монастыря. Вместе с ним из Пешношского монастыря в Николо-Берлюковскую пустынь поступили трое: иеромонах Геннадий, иеродиакон Евгений и послушник Дмитрий Иванов; причем первые двое, как записано в ведомости, вошли в состав братии монастыря в один день 21.06.1817 года.
Вторыми по численности, были выходцы из Троице-Сергиевой Лавры, все трое — в сане иеродиаконов Тимофей — 45 лет, Нектарий — 34 лет и Иоасаф — 31 года. Лаврские иеродиаконы поступили в сию пустынь не добровольно, а на «перевоспитание». В ведомости не указано, за какие провинности они были наказаны, но, известно, что все были запрещены в священнослужении; дополнительно, на иеродиакона Нектария был наложен запрет на ношение рясы и камилавки, а на иеродиакона Тимофея только рясы. На протяжении долгого времени Николо-Берлюковская пустынь являлась духовной лечебницей для оступившихся братьев. Судя по всему, процесс исправления шел успешно, так как уже через год отцы Нектарий и Тимофей были разрешены в священнослужении. Иеродиакон Иоасаф был направлен в монастырь незадолго до составления ведомости, и его исправление не было в ней отражено. Из ведомости, видно, что провинившихся воспитывали любовью и добрым отношением, ибо нет ни одной отрицательной оценки их жития, а только лишь «порядочного» и «не худого» поведения.
Обращает на себя внимание белый священник Михаил 68 лет от роду. На момент составления ведомости он проживал в монастыре около 10 лет. Был слабого здоровья и по возрасту не нес монастырских послушаний. Священник Михаил был определен в монастырь с перспективой пострижения, по какой причине, но по какой причине не принял постриг, остается неизвестным. Самой распространенной причиной поступления приходского священника в монастырь, являлось вдовство или обоюдное согласие супругов на уход в монастырь. Среди немощных и не несших послушаний, в монастыре было еще двое: монах Михаил 73 лет и 61-летний послушник Степан Матвеев.
Иеродиакон Евгений пришел в монашество из дворовых людей генерала Загряжского, после того, как был отпущен. Генерал-лейтенант Иван Александрович Загряжский (1749-1807 гг.) известен тем, что он отличился во время войны с Турцией («во уважение за усердную службу, мужественные поступки и отличную храбрость, оказанные во время взятия штурмом корпусом под начальством генерала Гудовича города Анапы с истреблением находящегося там неприятеля»). Иван Александрович приходился дедом Наталии Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина.
По социальному составу, более всего, было выходцев из мещан — 10 человек и из духовного сословия — 7. Мещане — это городские жители, занимавшиеся ремеслом, мелкой торговлей, служившие приказчиками. Эти люди были, более других, свободные в выборе собственного жизненного пути. Приход в монастырь лиц из духовного сословия было обычным делом, и, как правило, не встречал никаких препятствий. Среди братии лишь трое были выходцами из крестьян, в то время, когда крестьянство составляло подавляющее число жителей страны. Это объясняется тем, что крестьяне были зависимыми людьми, а до отмены крепостного права было еще 40 лет. В России, кроме помещичьих крестьян, почти половина были казенными. Они жили на казенных землях и несли повинности в пользу государства, платили налоги. У государственных крестьян шанс уйти в монастырь, был также мизерным. Два монаха были из отставных солдат: Дамаскин 47 лет и Михаил 73 лет. Двое происходили из купечества: настоятель монастыря Иоанникий и послушник Дмитрий Ильин. Настоятель монастыря был выходцем из купцов города Брянска Орловской губернии. Как видно из этой записи, административные границы не совпадают с современным делением. Брянск был уездным городом Орловской губернии, сейчас же это областной центр.
Каждый насельник монастыря, нес свое послушание. Иеромонахи совершали чреду священнослужения и клиросного пения, совмещая с другими послушаниями. Так, например, иеромонах Феодосий, являлся духовником братии, а иеромонах Геннадий был казначеем и благочинным. Иеродиаконы, также совершали чреду священнослужения и клиросного пения. Монахи и послушники были определены на выполнение разных занятий: шитье одежды для братии, продажу свечей, пономарское послушание, приготовление просфор, служили при часовнях.
В конце ведомости важная запись духовника монастыря о. Феодосия: «Показанные по сей ведомости монашествующие и послушники, в течение 1821 года в четыре поста исповедовались и приобщались святой Евхаристии все». В Российской Империи основная часть населения причащалась единожды в год, первую неделю Великого поста. Контрольная функция по отслеживанию «уклонистов» от Святого Причастия, была возложена на Церковь. Таким образом, выявлялись раскольники (которые должны были платить налоги в казну по более высокой шкале) и другие неблагонадежные элементы, способные нарушить монолит Империи. В 1821 году на Московскую кафедру был призван митрополит Филарет (Дроздов). Именно в годы святительства Владыки Филарета в Берлюковской пустыни начнется грандиозное строительство. Указанный в ведомости иеромонах Геннадий в 1829 году будет временно исполнять должность настоятеля пустыни вместо заболевшего иеромонаха Антония (Ерофеева). При нем в монастыре будет чудесным образом обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», прославившаяся впоследствии многочисленными исцелениями. Иеромонах Иоанникий в 1827 году, после тяжкой болезни, будет отправлен на покой в Екатерининскую пустынь, где и будет погребен (к сожалению, пока год его смерти не известен).
За скупыми строчками ведомости прослеживается жизнь братии монастыря на 200 лет вглубь, которая молилась в его стенах, строила, украшала и преображала нашу Николо-Берлюковскую пустынь, духовную и архитектурную жемчужину Подмосковья.
Ведомость учиненная в Николаевской Берлюковской пустыни 1821 год о монашествующим и определенным в надежду пострижения послушников.
НА ЛИЦО СОСТОИТ:
Строитель – 1.
Иеромонахов – 3.
Белый священник – 1.
Иеродиаконов – 5.
Монахов – 4.
Послушников – 11.
ИТОГО – 25.
Строитель Иоанникий руку приложил
Показанные по сей ведомости монашествующие и послушники в течение 1821 года в четыре поста исповедовались и приобщались святой Евхаристии все.
Духовник иеромонах Федосий
Оставить комментарий