На протяжении всего Синодального периода, православные монастыри Российской Империи, ежегодно сдавали в Духовную Консисторию ведомости (Послужные списки) о насельниках монастыря. Это был такой своеобразный статистический отчет, в котором отображались данные о возрасте, происхождении, звании, дате поступления в обитель, дате пострига, монастырском послушании на каждого из членов братии. Также в отчете содержалась запись с оценкой их поведения и прилежания. Заполнялась ведомость настоятелем (строителем) монастыря. Благодаря сохранившимся архивным монастырским ведомостям, мы можем представить себе некоторые аспекты жизни монастыря и его насельников.

Итак, 1821 год.

В монастыре состоят:

Строитель – 1

Иеромонахов – 3

Белый священник – 1

Иеродиаконов – 5

Монахов – 4

Послушников – 11

Всего 25 человек, из которых монашествующих было 13 человек. Согласно «Духовным штатам», документом изданным в правление Императрицы Екатерины II, все монастыри делились на 3 штата (класса), в зависимости от числа монашествующих. В мужских монастырях первого класса полагалось 33 монаха, второго 17, третьего 12. В зависимости от того, к какому классу относился монастырь, государство  выделяло средства на его содержание. Николо-Берлюковская пустынь  подпадала под разряд третьеклассного монастыря.

Настоятель монастыря, иеромонах Иоанникий поступил в обитель из Николо-Пешношского монастыря. Вместе с ним из Пешношского монастыря в Николо-Берлюковскую пустынь поступили трое: иеромонах Геннадий, иеродиакон Евгений и послушник Дмитрий Иванов; причем первые двое, как записано в ведомости, вошли в состав братии монастыря в один день 21.06.1817 года.

Вторыми по численности, были выходцы из Троице-Сергиевой Лавры, все трое — в сане иеродиаконов Тимофей – 45 лет, Нектарий – 34 лет и Иоасаф – 31 года. Лаврские иеродиаконы поступили в сию пустынь не добровольно, а на «перевоспитание». В ведомости не указано, за какие провинности они были наказаны, но, известно, что все были запрещены в священнослужении; дополнительно, на иеродиакона Нектария был наложен запрет на ношение рясы и камилавки, а на иеродиакона Тимофея только рясы. На протяжении долгого времени Николо-Берлюковская пустынь являлась духовной лечебницей для оступившихся братьев. Судя по всему, процесс исправления шел успешно, так как уже через год отцы Нектарий и Тимофей были разрешены в священнослужении. Иеродиакон Иоасаф был направлен в монастырь незадолго до составления  ведомости, и его исправление не было в ней отражено. Из ведомости, видно, что провинившихся воспитывали любовью и добрым отношением, ибо нет ни одной отрицательной оценки их жития, а только лишь «порядочного» и «не худого» поведения.

Обращает на себя внимание белый священник Михаил 68 лет от роду. На момент составления ведомости он проживал в монастыре около 10 лет. Был слабого здоровья и по возрасту не нес монастырских послушаний. Священник Михаил был определен в монастырь с перспективой пострижения, по какой причине, но по какой причине не принял постриг, остается неизвестным. Самой распространенной причиной поступления приходского священника в монастырь, являлось вдовство или обоюдное согласие супругов на уход в монастырь. Среди немощных и не несших послушаний, в монастыре было еще двое: монах Михаил 73 лет и 61-летний послушник Степан Матвеев.

Иеродиакон Евгений пришел в монашество из дворовых людей генерала Загряжского, после того, как был отпущен. Генерал-лейтенант Иван Александрович Загряжский (1749-1807 гг.) известен тем, что он отличился во время войны с Турцией («во уважение за усердную службу, мужественные поступки и отличную храбрость, оказанные во время взятия штурмом корпусом под начальством генерала Гудовича города Анапы с истреблением находящегося там неприятеля»). Иван Александрович приходился дедом Наталии Николаевны Гончаровой, жены А.С.Пушкина.

По социальному составу, более всего, было выходцев из мещан – 10 человек и из духовного сословия – 7. Мещане – это городские жители, занимавшиеся ремеслом, мелкой торговлей, служившие приказчиками. Эти люди были, более других, свободные в выборе собственного жизненного пути. Приход в монастырь лиц из духовного сословия было обычным делом, и, как правило, не встречал никаких препятствий. Среди братии лишь трое были выходцами из крестьян, в то время, когда крестьянство составляло подавляющее число жителей страны. Это объясняется тем, что крестьяне были зависимыми людьми, а до отмены крепостного права было еще 40 лет. В России, кроме помещичьих крестьян, почти половина были казенными. Они жили на казенных землях и несли повинности в пользу государства, платили налоги. У государственных крестьян шанс уйти в монастырь, был также мизерным. Два монаха были  из отставных солдат: Дамаскин 47 лет и Михаил 73 лет. Двое происходили из купечества: настоятель монастыря Иоанникий и послушник Дмитрий Ильин. Настоятель монастыря был выходцем  из купцов города Брянска Орловской губернии. Как видно из этой записи, административные границы  не совпадают с современным делением.  Брянск был уездным городом Орловской губернии, сейчас же это областной центр.

Каждый насельник монастыря, нес свое послушание. Иеромонахи совершали чреду священнослужения и клиросного пения, совмещая  с другими послушаниями. Так, например, иеромонах Феодосий, являлся духовником братии, а иеромонах Геннадий был казначеем и благочинным. Иеродиаконы, также совершали чреду священнослужения и клиросного пения. Монахи и послушники были определены на выполнение разных занятий: шитье одежды для братии, продажу свечей, пономарское послушание, приготовление просфор, служили при часовнях.

В конце ведомости важная запись духовника монастыря о. Феодосия: «Показанные по сей ведомости монашествующие и послушники, в течение 1821 года в четыре поста исповедовались  и приобщались святой Евхаристии все». В Российской Империи основная часть населения причащалась единожды в год, первую неделю Великого поста. Контрольная функция по отслеживанию «уклонистов» от Святого Причастия, была возложена на Церковь. Таким образом, выявлялись раскольники (которые должны были платить налоги в казну по более высокой шкале) и другие неблагонадежные элементы, способные нарушить монолит Империи. В 1821 году на Московскую кафедру был призван митрополит Филарет (Дроздов). Именно в годы святительства Владыки Филарета в Берлюковской пустыни начнется грандиозное строительство. Указанный в ведомости иеромонах Геннадий в 1829 году будет временно исполнять должность настоятеля пустыни вместо заболевшего иеромонаха Антония (Ерофеева). При нем в монастыре будет чудесным образом обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», прославившаяся впоследствии многочисленными исцелениями. Иеромонах Иоанникий в 1827 году, после тяжкой болезни, будет отправлен на покой в Екатерининскую пустынь, где и будет погребен (к сожалению, пока год его смерти не известен).

За скупыми строчками ведомости прослеживается жизнь братии  монастыря на 200 лет вглубь, которая молилась в его стенах, строила, украшала и преображала  нашу Николо-Берлюковскую пустынь, духовную и архитектурную жемчужину Подмосковья.

Ведомость учиненная в Николаевской Берлюковской пустыни 1821 год о монашествующим и определенным в надежду пострижения послушников.

Каких лет:  46.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Орловской губернии города Брянска из купцов, уволен в 1800 году, определен в Песношский монастырь в 1802 году генваря 16-го. И того ж году пострижен. В 1803 сентября 6-го посвящен в иеродиакона, а 12-го того ж года и месяца посвящен в иеромонаха. Июля 5 числа 1811 года из Песноши поступил в сию пустынь строителем.

Каких лет: 45.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Московских мещан, определен в сию пустынь в 1813 году генваря 11-го, пострижен в 1816 году, посвящен в иеродиакона в 1817 генваря 5, в иеромонаха 1818 года, декабря 29 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеромонах Феодосий житие имеет добропорядочное, и исправляет череду священнослужения и крылосное пение, и духовником братии.

Каких лет: 33.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из показных служителей уволен в 1819 году, определен в Песношский монастырь, от туда поступил в сию пустынь в 1817 июня 21, пострижен в 1818 ноября 10, посвящен в иеродиакона в 1819 генваря, в иеромонаха в 1820 году генваря 6-го числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеромонах Геннадий житие имеет достаточное, послушание проходит чреду священнослужения и крылосное пение, исправляет должность казначея и впредь благочинного.

Каких лет: 55.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из мещан отпущен, в 1802 году декабря 24 в Вознесенской Давыдовой пустыне пострижен, в 1803 марта 16 – посвящен в иеродиакона, в 1811 июля 3-го посвящен в иеромонаха, а в 1819 году июля переведен в сию пустынь в число братства.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеромонах Сильвестр жития не худого, слушание проходит чреду священнослужения и крылосное пение.

Каких лет: 68.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Определен в надежду пострижения в 1812 году.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Священник Михаил жития порядочного, священнослужение  и послушания, за старостию и болезнию, исправлять не может.

Оный священник Михаил Егоров умре апреля 22 дня 1822 года.

Каких лет: 43.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Генерала Загряжского из дворовых людей отпущен, в 1810 году того ж года ноября определен в Песношский монастырь, в 1814 декабря 19 пострижен, в 1815 году посвящен в иеродиакона, оттуда поступил в сию пустынь в 1817 году июня 21 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеродиакон Евгений жития не худ, послушание исправляет чреду священнослужения.

Каких лет: 34.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из духовного звания определен в Свято Троицкую Сергиеву Лавру белым диаконом в 1812 году, пострижен в 1816 году декабря 23, а в сию пустынь прислан при указе с запрещением священнослужения и ношения рясы и камилавки в 1820 году июля 6-го, разрешен в 1821 году сентября 12 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеродиакон Нектарий жития порядочного, послушание исправляет чреду священнослужение крылосное пение.

Каких лет: 45.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из духовного звания определен, в 1797 году пострижен в Свято Троицкой Сергиевой Лавре в 1804, посвящен в иеродиакона в 1806, а в сию пустынь прислан при указе с запрещением священнослужения и ношения рясы в 1820 году декабря 7, разрешен в 1821 году декабря 17 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеродиакон Тимофей жизни порядочной, послушание исправляет чреду священнослужения.

Каких лет: 35.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из духовного звания, определен в Николаевской Перервинской монастырь в 1811 году, пострижен в 1817, посвящен в иеродиакона того ж года июля 22, а в сию пустынь прислан при указе с запрещением священнослужения и ношения рясы и камилавки 1821 года мая 23 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеродиакон Павел жизни порядочной, послушание проходит крылосное пение.

Каких лет: 31.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Тульских мещан, в Свято Троицкой Сергиевой Лавре в 1816 году  пострижен, в 1819 августа 12 посвящен в иеродиакона, в том же году декабря 10, а в сию пустынно прислан при указе с запрещением священнослужения в 1821 году сентября 26 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Иеродиакон Иоасаф жития не худого, послушание проходит крылосное пение.

Каких лет: 47.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из военнослужащих по отставке, определен в сию пустынь 1802 года, пострижен в 1809 году марта 25 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Монах Дамаскин жития не худого, послушание проходит крылосное пение.

Каких лет: 73.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из отставных солдат, определен в сию пустынь в 1802 году, пострижен в 1809 года.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Монах Михаил житие имеет доброе, послушания за старостию исправлять не может.

Каких лет: 34.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Тверских мещан, определен в сию пустынь 1819 года, и того ж года пострижен ноября 11-го числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Монах Гавриил жития не худого, слушание исправляет для братии шитья платья.

Каких лет: 55.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Московской губернии из крестьян, определен в сию пустынь в 1812 году, пострижен в 1819 году ноября 16 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Монах Иларион жизни порядочной, послушание исправляет при часовне.

Каких лет: 68.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Московских мещан, определен в сию пустынь в 1808 году.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Николай Степанов житие имеет доброе, послушание исправляет монастырское общее.

Каких лет: 67.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Тверских мещан, определен в сию пустынь в 1812 году генваря 12 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Владимир жития добропорядочного, послушание исправляет при продаже свеч.

Каких лет: 41.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Московских купцов, определен в сию пустынь в 1813 году мая 15 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Дмитрий жития не худого, послушание проходит общее монастырское.

Каких лет: 55.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Московской губернии из крестьян, определен в сию пустынь в 1809 году марта 19 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Иван Евстафиев житие имеет порядочное, послушание исправляет исправно.

Каких лет: 61.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Города Богородицка, из мещан, определен в сию пустынь в 1811 году сентября 25 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Степан жития не худого, послушания за слабостию здоровья исправлять не может.

Каких лет: 62.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Владимирской епархии из крестьян, определен в сию пустынно в 1815 году ноября 22 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Антон Иванов жизни порядочной, послушание исправляет на житнице.

Каких лет: 72.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Московских мещан, определен в сию пустынь в 1815 году ноября 23 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Иван Михайлов житие имеет доброе, послушания за старостию исправлять не может.

Каких лет: 41.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Московских мещан, определен в сию пустынь в 1815 году.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Иван Алексеев житие имеет доброе, послушание исправляет пономарское.

Каких лет: 32.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из Московских мещан, из Песношского монастыря поступил в сию пустынь в 1816 году декабря 4 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Дмитрий Иванов жития не худого, послушание исправляет приготовления просфор.

Каких лет: 19.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из духовного звания, определен в сию пустынь в 1819 году ноября 26 числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Александр жития не худого, послушание проходит общее монастырское.

Каких лет: 32.

Из какого звания, когда определен, где и когда пострижен:

Из духовного звания, определен в сию пустынь в 1821-м году июня 3-го числа.

Какое имеет житие и какое проходит послушание:

Послушник Василий Дмитриев жития не худого, послушание исправляет общее монастырское.

НА ЛИЦО СОСТОИТ:

Строитель – 1.

Иеромонахов – 3.

Белый священник – 1.

Иеродиаконов – 5.

Монахов – 4.

Послушников – 11.

ИТОГО – 25.

                                               Строитель Иоанникий руку приложил

Показанные по сей ведомости монашествующие и послушники в течение 1821 года в четыре поста исповедовались и приобщались святой Евхаристии все.

                                                                Духовник иеромонах Федосий