Сегодня Святая Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.
В XIV веке он встал на защиту исихазма — движения «священнобезмолвствующих», которые через очищение сердца от страстей и сердечную молитву сподоблялись возможности еще в этой жизни видеть нерукотворный Фаворский свет.
Но где святитель Григорий и где мы, зададите вы резонный вопрос? Есть ли кто-то поближе к нам, кто следовал тем же мистическим путем?
Конечно — преподобный Сергий Радонежский. Современник свт. Григория, но живший на нашей земле и говоривший на нашем родном языке. В его житии мы читаем, как он стоял на Литургии, окруженный огнем, который «как бы с неба и ходил по престолу, объемля светом окрест весь алтарь».
А еще ближе? Хоть и наш родной святой, но все таки XIV век… Пожалуйста — преподобный Серафим Саровский. Всем известно его утверждение, что смысл христианской жизни заключается в стяжании Духа Святого. И это полностью совпадает с целеполаганием последователей исихазма.
А еще ближе? Вот пример из XX века — также наш соотечественник преподобный Силуан Афонский. В своих простых, но бесконечно глубоких записках он говорит нам о великих тайнах любви Божией и Его благодатных посещения, которых может сподобиться человек.
Еще ближе к нам по хронологии старец Иосиф Исихаст, своей подвижнической жизнью возродивший духовную жизнь на Святой горе в первой половине XX века. Именуется он Исихастом не просто так: на собственном примере им было доказано, что святоотеческое учение живо и применимо на практике.
Также стоит вспомнить схиархимандрита Софрония (Сахарова), ученика преподобного Силуана, почившего в 1993 году. Вспоминая о нем, митрополит Иларион (Алфеев) писал:
«Одно дело – читать об обожении у древних отцов, другое – видеть его своими глазами на примере живого человека, твоего современника. Глядя на него, понимаешь, что человек обоженный – это не какой-то небожитель, это такой же человек, как все мы, из той же плоти и крови, но каждое его слово, взгляд, движение, дыхание – все пронизано присутствием Божиим».
Выше упомянуты лишь несколько ярких представителей из этого великого сонма, многих из которых мы знаем как «иже во святых…» Но еще больше их — никем не знаемых, безвестных подвижников, людьми не прославленных, но Богом принятых в Свои вечные обители.
Где же они сейчас, спросим мы, почему мы не видим их посреди нас? Тут стоит сказать, что человек, сердцем вставший на этот узкий путь, никогда «трубить» об этом не будет. Но по евангельским словам, войдет в клеть свою и будет творить свое молитвенное дело тайно (ср. Мф. 6, 6).
Не надо сомневаться, что такие люди есть, ведь именно их молитвами наш многострадальный мир, раздираемый многочисленными противоречиями и стонущий от произвола человеческого, все таки еще стоит.
В чем же тогда смысл сегодняшнего праздника? Почему ему уделяется целая седмица во время Великого поста? На прошлой неделе мы вспоминали Торжество Православия и славили нашу Церковь — Богом созданное общество людей, хранительницу вечной Истины. А сегодня мы свидетельствуем о той глубине, которой Церковь определяет границы в деле Богопознания. И как утверждает Святая Церковь, дна у этого источника Божественной премудрости не существует. Телесными подвигами и умным деланием начиная этот путь, далее он простирается в вечность, где уже нет времени, но нетварный Фаворский свет неизреченно просвещает человека, совершая его обожение.
СпасиБог!
PS: «СВЕТ СВЕТЛЫЙ»
(есть во всяком ли? человеке)…
Лучше нету жить без света,
А со светом лучше жить!
Потому что света где-то ль? нету,
Там! где должен он-свет-светлый быть.
Почему же света нету?
Почему светло вокруг?
Как найти того ответа?
Свет во тьме случайно ль? вдруг…
Света! света! надо больше,
Только где же его-свет-светлый взять.
Призовём мы тьму к ответу,
Тьма есть свет — не благодать.
«Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.: 6, 23)
О! Как! весело ль? живем…
Как будем жить, когда умрем?
Слава Богу за все.