Недавно возник вопрос, о котором, думается, не будет лишним вспомнить в дни Рождественского поста.

Почему в разных церковных календарях есть различия в указаниях по поводу качества трапезы: с маслом или без масла, с рыбой или без, хотя и один, и другой календарь, к примеру, даже имеют рекомендацию Издательского совета РПЦ? В таком случае какой из них является правильным?

Дело в том, что церковный календарь за основу берет указания Типикона — богослужебного Устава. Тот Устав, которым мы пользуемся в настоящее время, именуется Иерусалимским. Он был составлен в лавре прп. Саввы Освященного и своими корнями уходит к V веку, т.е. изначально он был ориентирован на жизнь и строгие порядки конкретного монастыря в конкретное время. Это во многом объясняет частые отсылки к употреблению смокв и фиников, весьма распространенных и доступных в средиземноморской местности и совсем не характерных для нашей с вами полосы.

Трапеза, согласно Уставу, является неотъемлемой частью богослужения, его продолжением. И исходя из продолжительности времени богослужения, торжественности и значимости совершаемого празднования или памяти святого определяется строгость или, наоборот, обилие снедей за монастырской трапезой.

К примеру, назначено бдение на определенный день? Будет послабление поста. Все это объяснимо, потому как молитва несет в себе нагрузку, соразмерную, допустим, с несением какого-либо физического труда. И всенощное бдение в строгом понимании Устава — это не 1,5 — 2 часа, как это обычно происходит на приходах, и даже не 3 — 4, как это можно встретить в современных монастырях, но 6, 8, 10 или даже 14 часов непрестанного общественного богослужения. Это действительно серьёзный труд, который требует и соответствующего телесного подкрепления, как мы это и наблюдаем в Уставе. По сути, правила, прописанные там, представляют собой отточеные и проверенные временем нормы пребывания в обители, когда уже нет необходимости думать, что и когда делать, когда начинать и заканчивать богослужение, сколько и как питаться.

Теперь же вернемся к нашему вопросу. Современный человек в нынешних условиях неизбежно оторван от богослужебного ритма, предполагающего ежедневное присутствие на утренней и вечерней службе. Мы уже считаем практически «сверхзаслугой» присутствие за субботним всенощным бдением накануне Причастия, хотя, по идее, это является обычной нормой и даже необходимым правилом для православного христианина. И в свете этого, знак службы — была ли она «без знака» или совершалось «бдение с литией» — не имеет определяющего значения, потому как человек не был в этот день на службе и не нес соответствующего труда.

Также сами внешние обстоятельства, такие как ускорение ритма жизни, постоянное пребывание в стрессе, телесная немощь современного человека — в общем, всё это откладывает свой отпечаток, с которым невозможно не считаться. Поэтому в различных изданиях церковных календарей сегодня можно встретить некоторые незначительные различия.

Чтобы у вас не было смущений, выбирайте какой-либо один календарь, конечно же имеющий церковное благословение, и «ничтоже сумняся» старайтесь по силам исполнять его указания. Еще лучше взять у священника благословение на это благое дело.

Главное в этом деле — не забывать, что смысл поста не в воздержании от определенных снедей, но в очищении нашего внутреннего человека, борьбе со страстями и соединении со Спасителем через участие в Таинствах Исповеди и Причастия.