Ведомость о игумене Венедикте
Николаевской Берлюковской пустыни
Московской Епархии
Перечневая ведомость, учинённая в Николаевской Берлюковской пустыни, сколько во оной монашествующих порознь по чинам и рядовых имелось в 1847 году.
Которое по числу по штату быть надлежит:
• Строителей — 1
• Монашествующих — 6
Итого — 7
Ныне по числу состоит:
• Строителей — 1 (игумен)
• Иеромонахов — 11 (в том числе 1 белец)
• Иеродьяконов — 6
• Монахов — 12
• Бельцов — 11
Итого — 41
Против штатного положения в излишестве состоит 34.
Перед нами уникальный историко-архивный документ Послужной список братии Николо-Берлюковского монастыря за 1847 год. Послужной список монашествующих и послушников — документ ежегодного учета служащих духовного ведомства. Формуляр содержит сведения: должность, духовная степень и имя, возраст, образование, из какого звания, когда и где пострижен в монашество, какие проходил и проходит послушания, когда рукоположен в священнослужители, не был ли под следствием, судом, за что и почему. Что представлял собой монастырь и его насельники более полутора веков назад?
Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 г., все монастыри, были разделены штатные и заштатные: штатные монастыри получали государственное содержание, а заштатные его не получали, а должны были кормиться рукоделием и подаянием. Штатные монастыри были поделены на три класса, в зависимости от регламентируемого числа монахов, на содержание которых государство выделяло деньги. В мужских монастырях 1-го класса полагалось до 33 монашествующих, во второклассных – до 17, а в третьеклассных – до 12. Особо выделялись Лавры в которых разрешено было проживать 101 человеку. Монастыри первых двух классов возглавляли архимандриты, третьего — игумены, заштатные монастыри- строители.
Наш монастырь был отнесен к третьему классу, о чем свидетельствует:
• перечневая ведомость, по которой в Обители могло по штату проживать 7 человек;
• Игуменская должность настоятеля монастыря отца Венедикта.
Фактическое число братии почти в шесть раз превышало штатное, на содержание которого государство выделяло средства, взамен изъятых у Церкви ее земельных владений (согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель подписанному Екатериной II в 1764 г).
Итак, в монастыре 1847 года проживал 41 человек, среди которых:
• Строителей — 1 Игумен
• Иеромонахов — 11
• Иеродьяконов — 6
• Монахов — 12
• Послушников — 11
По социальному составу это были выходцы из сословий:
• из духовных- 8
• из крестьян -12
• из мещан -14
• из дворовых-3
• из цеховых – 3
• из однодворцев -1
Одна из особенностей данного исторического периода — это разделение русского общества на сословия. Сословия разделялись на податные и неподатные (привилегированные). Неподатных было два сословия – дворянское и духовное, остальные были податными. Каждое сословие имело свои привилегии и отличия. Переход из одного сословия в другое был крайне редок и труден. Все сложности при вступлении в монашество даже после отмены требования обязательного разрешения из Синода возникали потому, что оно подразумевало чаще всего переход в другое сословие. Например, если в монашество приходил дворянин, то это означало утрату каких-то дворянских привилегий, а если приходил крестьянин, то, напротив, привилегии прибавлялись. Желающие принять монашество должны были предоставить документы, свидетельствующие о том, что общество, к которому они были приписаны, не возражает против поступления его члена в монастырь.
Россия середины 19 века была крестьянской страной, от общего числа всего населения крестьяне составляли более 85%, в монастыре же их представителей было менее трети; это связано с тем, что еще не было отменено крепостное право, и, крестьянин, прежде чем уйти в монастырь, должен был получить волю от своего помещика, что было редким явлением. Если же крестьян был государственным, то он находился в зависимости от своей общины, которая, в случае его ухода в монастырь, должна была платить за него подати (налоги), и, по этой причине также, препятствовала такому решению.
Самой многочисленной группой 17 человек в монастыре были выходцы из, так называемых, городских обывателей; к ним относились мещане и цеховые (ремесленники). С развитием капитализма в России увеличивалось городское население; в отличие от крестьян, мещане и цеховые хотя и относилась к податному сословию, но все, же менее крестьян, были скованы в своих действиях и относительно свободно распоряжались своею судьбой.
Выходцы их духовного сословия, чья численность в России была менее 1%, в монастыре занимали третье место 8 человек; это было вполне объяснимо и закономерно: со стороны государства здесь не было никаких ограничений, и даже поощрялось: так, окончившие духовные учебные заведения (обучение в которых было сословным), а также овдовевшие священники, могли быть пострижены, минуя послушничество.
К постригу допускались мужчины не моложе 30 лет, с 3-х летним послушническим искусом, на деле этот срок растягивался на долгие годы, по причине все того же штатного расписания, если умирал «штатный» монах, место освобождалось для нового.
Так, заглянув в монастырскую ведомость десятью годами позже 1857 года, в послужном списке можно найти тех же послушников, что и в нынешнем 1847 года, так и не принявших монашеский чин: Ивана Михайлова Кипева и Иосифа Петрова (с послушническим «стажем» соответственно: 23 и 21 год!!!)
Согласно данным послужного списка, возраст братии был достаточно «солидным», лишь трое, да и то, из послушников, имели возраст до 30 лет, причиной тому было уже приведенное выше возрастное ограничение к пострижению, и, как следствие, медленное «старение» братии. Самым молодым из братии в Берлюковской Пустыни был Василий Романов 28 лет, который, не смотря на свой возраст не был новичком, тремя годами ранее был определен в другой монастырь: Можайский Лужецкий; самым старшим был белый священник Петр Петров 76 лет, можно предположить, что в монастыре он доживал свой век, поскольку был немощен к исполнению послушаний, и, скорее всего, одинок; 22 года назад в 1825 году он был определен в монастырь за нетрезвую жизнь на исправление, время от времени срывался; монастырские стены служили естественным ограничителем его недуга.
Грамотность среди братии монастыря была чрезвычайно высокой: кроме двух неграмотных монахов Варфоломея и Лаврентия, все были обучены российской грамоте, т.е. умели читать и писать, а пятеро обучались в различных учебных заведениях. Хочется отметить уже упоминаемого белого священника Петра Петрова, окончившего курс богословия в Славяно-Греко-Латинской Академии (впоследствии преобразованной в Московскую Духовную), из которой вышли такие знаменитости, как Михаил Ломоносов и архитектор Баженов.
В послужном списке братии монастыря за 1847 год, отмечены послушания, которые возлагались на каждого из членов братии. Основной обязанностью и главным долгом монахов являлось участие в монастырских богослужениях. В первую очередь, это относилось к служащим монахам – иеромонахам и иеродиаконам. Между ними устанавливалась определенная очередь проведения служб, так называемая «чреда», в некоторых случаях участие в «чреде» совмещалось и с другими важными обязанностями, например иеромонах Антоний исполнял еще и должность монастырского духовника, а иеромонах Лазарь – должность ризничего. Среди простых монахов и послушников наиболее распространенным было послушание клиросного пения и чтения, пономарское; но были и послушания практического характера, необходимого жизнедеятельности монастыря и его братии: при гостинице, в поварне, при продаже свечей, сапожное….
Николо-Берлюковский монастырь 1847 года нес на себе еще и социальную нагрузку: на перевоспитание и исправление, под надзор настоятеля, из других Обителей, епархиальным начальством в него направлялись нарушители иноческих уставов, нравственности, дисциплины и законности, главным образом за пьянство и самовольные отлучки из монастыря. Среди иереев монастыря из 11-ти человек четверо были нарушителя дисциплины, присланными для исправления, из шести иеродиаконов — один, из двенадцати рядовых монахов – также один. В целом же вышеуказанные нарушения не являлись системой и скорее были исключением. Жизнь обители отличалась строгостью и порядком, предусмотренным монастырским уставом, благодаря чему наказанные через некоторое время восстанавливались в правах, и приступали к прежней жизни и обязанностям. Подтверждение этому является оценка поведения и способность к послушаниям, которую ставил настоятель каждому своему подопечному, чаще всего в ведомости против имени стоит с «хорошаго», «способен».
Нельзя не отметить личность игумена монастыря отца Венедикта 54 лет, выходца из духовного сословия, на момент составления Послужного списка 1847 года уже 18 лет управлявшего Николо-Берлюковским монастырем. Время его руководства обителью, можно назвать «золотыми годами» Пустыни. Масштабное строительство в монастыре, прославление чудотворной иконы «Лобзание Христа Иудою», административный талант и высочайший личный авторитет отца Венедикта принесли монастырю известность далеко за его пределами. В исторический Синодальный период, когда Церковь испытывала со стороны государства сильное давление, грубое вмешательство в ее деятельность, утрату финансовой самостоятельности, под руководством отца Венедикта Николо-Берлюковская Пустынь процветала и прирастала братией, благотворителями, паломниками…
Очень интересная публикация. Я обратилась к этой странице, т.к. провожу историческое расследование, касаемое духовного основателя Скорбященского женского монастыря г. Нижнего Тагила архимандрита Израиля. По последним собранным сведениям он, в миру Иван, сын Стефана Егорова (поэтому фамилия может быть как Степанов, Стефанов, Егоров — последняя фамилия кажется очевиднее), ушел в 1858 году с настоятелем иеромонахом Парфением (Агеевым) в основанный свт. Филаретом (Дроздовым) Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь. Интересует, существуют ли послужные списки братии Николо-Берлюковской пустыни более позднего периода (примерно с 1855 до 1858 годов)? Почтительно прошу подсказать архив, куда можно сделать запрос по моей теме.
Добрый день!
На нашем сайте есть публикации послужного списка братии за 1857 год.
https://www.berluki.ru/2015/09/послужной-список-братии-за-1857-год/
Там присутствует послушник Василий Егоров.
Отец Тимофей, спаси Господи за ответ. Послушник Василий Егоров по ряду позиций не подходит как кандидат в будущие архимандриты, по заинтересовал послушник Иван Агафонов. Имеется ли у Вас архивный лист с этой фамилией? Была бы признательна за этот документ, присланный на почту vachem.ndda@mail.ru. В связи с Вашим сообщением возник еще один вопрос. Имеется ли у Вас документ с указанием, кто из братии Николо-Берлюковской пустыни ушел с отцом Парфением (Агеевым) строить Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь? Имена монашествующих из др. обителей указаны в редком издании, хранящемся в библиотеке Колумбийского университета США (см. https://books.google.fr/books?id=xEFGAAAAYAAJ&printsec=frontcover&#v=onepage&q=%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8C&f=false ), и в нем упомянуто о 3-х послушниках Берлюковской пустыни. Ответ на этот вопрос мог бы пролить свет на мое расследование об архимандрите Израиле — смотрителе Киновии Александро-Невской Лавры и настоятеле Новгородского Отенского монастыря.