Сегодня мы вспоминаем день, когда в истории Нового завета уже все было решено.

Пришедший во плоти Бог совершил дело нашего спасения и, подобно тому, как и в начале времен, «почил от дел Своих» (Быт. 2,2), заключив во гробе истерзанную муками Свою Божественную плоть. Богоизбранный иудейский народ сделал свой выбор, предав лютой смерти своего Мессию, тем самым исполнив ветхозаветные пророчества.

События последней недели развивались весьма стремительно, начиная с субботы, когда был воскрешен четверодневный Лазарь. Вот Господь совершил чудо, которое всколыхнуло весь Иерусалим. На следующее утро толпы людей встречают Его, восклицая «Осанна в вышних!» Затем буквально через несколько дней мы становимся свидетелями Тайной вечери, на которой Спаситель впервые сподобляет апостолов Тела и Крови Господних. После этого — последняя трогательная беседа с учениками, моление до кровавого пота в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд синедриона, затем у Пилата, гора Голгофа — и вот мы уже наблюдаем, как праведные Иосиф Аримафейский с Никодимом умащают бездыханное Тело миром, оборачивают Его плащаницей и полагают во гробе.

Наступает суббота — день покоя. «Ибо та суббота была день великий», так повествует апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 19, 31).

И мы сегодня можем остановиться в своем суетном беге и размыслить о происшедших событиях Страстной седмицы. Обратим наш взгляд на основных участников последних дней земной жизни Иисуса Христа, к каким результатам они пришли после смерти Спасителя.

Члены синедриона, элита, фактически управлявшая иудейским народом, добилась своего, избавившись наконец от ненавистного им «разорителя Закона» — Иисуса из Назарета. Иуда получил обещанные деньги за предательство своего Учителя. Апостолов минули неприятности, которые определенно бы случились, если бы их схватили вместе со Спасителем. Петр, последовавший в архиерейский двор, чудом избежал погибели, отвергая свою причастность к судимому Христу. Даже встретившись и будучи обличаем родственниками Малха, которому Петр отрезал ухо в Гефсиманском саду, он смог убедить их в своей невиновности.

В целом получается, что все цели достигнуты, жизни никого из вышеописанных опасность не угрожает. Но возникает вопрос, стали ли счастливы все эти люди после совершенных поступков? Принесла ли им затянувшаяся ночь в Гефсиманском саду, перешедшая в день, а затем и в вечер, искомые покой и радость?

Архиереи и их приспешники покоя не получили. Засвидетельствовав смерть на Кресте распятого Христа, они спешат поставить римскую стражу ко гробу:

Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. (Мф. 27, 63-64)

И несмотря на все это Тела Спасителя все-таки во гробе не оказалось. Божественное возмездие настигло и их, правда, не в тот же миг. Но как мы знаем, «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3, 8). И через тридцать лет восстание евреев было жесточайшим образом подавлено, и иудейский народ был лишен своего отечества на долгие столетия.

Иуда до вечера и не дожил вовсе. Бросив погубившее его серебро к ногам первосвященников, он пошел и удавился.

Апостолы, в том числе и Петр, сохранив свои жизни, теперь находились в страхе и трепете от неизвестности будущего.

Все это в очередной раз нам показывает, что грех не может принести радости, плодом его становятся лишь страх за будущее и уныние.

Практически единственным, кто совершил правильный поступок в описываемое нами время, был благоразумный разбойник, распятый по одну из сторон рядом со Христом. Жизнь его была беспутна, а конец ее весьма печален, ведь распятия на кресте не пожелаешь и врагу. Но в самый последний момент своей жизни он нашел дорогу к покаянию, точнее Бог даровал ему такую возможность.

Этим же путем позже последовали и святые апостолы, просветившие всю вселенную светом Христовой благодати.

Будем и мы следовать за нашим Спасителем, как и в прежние годы, так и этим Постом проходя крестный путь и страдания Христовы, встречая его светлое и всехвальное Воскресение!