Константинополь, точнее Царьград — ведь именно так называли его наши предки — всегда был лакомым кусочком для многих желающих за все его семнадцать веков существования. Будучи построенным святым императором Константином на стыке двух континентов, на него обращали взоры практически все исторические соседи византийского государства.

Византия, как наследница Римской Империи, в своей столице — «втором Риме» — собрала огромное количество христианских святынь и несметные богатства. На протяжении долгого времени Константинополь был культурной столицей практически всего средиземноморья: ведь на востоке были дикие арабские племена, а Европа была погружена в тьму средневековья после великого переселения народов. Любой входящий в этот величественный город понимал, что он действительно находится в царском городе, в «центре» мира — настолько он разительно отличался своим блеском и великолепием от всего прочего.

В разные времена к его стенам приближались арабы, сарацины, турки, многочисленные европейские народы, также и славяне не обошли стороной великий город. Да чего уж там греха таить, и наши благочестивые государи в свое время мечтали с одной стороны конечно восстановить православный крест на Святой Софии, а с другой — чтобы российский флаг реял над проливами Босфор и Дарданеллы.

В этом свете событие, которое мы вспоминаем сегодня, с исторической точки зрения является лишь одним из многочисленных в толстой книге взлетов и падений столицы Византийской империи. В сухом остатке перед нами предстает примерно такая картина: одно из вражеских войск осаждало город, и не смогло его взять. Другой вопрос, почему? Потому что Божия Матерь смилостивилась над осажденными и чудесным образом избавила их от неминуемой гибели.

Сейчас для нас это ясно как белый день, но тогда бедствующие греки думали, что переживают свои последние часы и минуты. Ночью, во время всенощного бдения в переполненном Влахернском храме святой юродивый Андрей увидел Пресвятую Деву, «стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором»1 . Это было утешением, а за ним последовало и реальное избавление: внезапно поднявшаяся буря разметала по морю и потопила практически все осаждавшее вражеское войско.

В другое время точно так же люди молились в храмах Царьграда, прибегая к заступничеству и Божией Матери, и всех святых. На дворе шел 1453 год… 29 мая того печально известного года последний византийский император Константин XII собрал всех оставшихся в осажденном городе и дал последний бой, в ходе которого он был убит, а сам Константинополь пал в руки турок.

В чем же разница этих двух описываемых выше событий? Принципиально, ни в чем. И там, и там поражение было неизбежным. И в первом, и во втором случае страх и горе людей были идентичными, да и вообще такие вещи невозможно сравнить. Особой разницы нет в том, кто принесет несчастье, насилие и смерть в твой дом — мусульманин-турок или язычник-славянин — это одинаково страшно.

Так почему же Господь в одном случае дал нежданную победу, а в другом — попустил страшное разорение? Предоставим Священному Писанию ответить на этот вопрос:

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк. 13, 1-5)

И для нас, живущих ныне, это должно быть уроком. Да, мы являемся духовными преемниками великих ромеев: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Русский народ самым непосредственным образом находится под покровом Божией Матери, и примеров этому мы можем найти в истории нашего Отечества огромное количество. Но если мы будем пребывать в нерадении о спасении души и теплохладности в своей духовной жизни, и нас будут ждать великие потрясения и трагические события.

Обращаясь духовным взором к сегодняшнему событию, будем почаще себе об этом напоминать!

  1. Димитрий Ростовский, Жития святых []