Сегодня мы вспоминаем чудо, которое в своем время прошло незаметным для всего остального мира. Причастником ему стали три простых, совсем простых человека — апостолы Петр, Иоанн и Иаков — ближайшие ученики Спасителя. Через них всему человечеству Господь открылся таким, какой Он есть — в образе Святой Троицы. Апостолы видели перед собой Сына Божия — своего Учителя, открывшегося перед ними в Божественной славе, они слышали голос Отца в Духе Святом, явившимся через облако, осеняющее их.

Кроме Спасителя, блистающего Божественной славой, изумленным ученикам предстали святые пророки Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о грядущих страданиях и Его скором отшествии.

Впервые после грехопадения человек увидел Бога лицом к лицу и остался жив: ведь ранее Боговидцу Моисею было сказано «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Тем самым Господь открывает новую страницу в истории человечества, возвращая первоначальную возможность единения человека с Творцом Вселенной, возможность познавать Бога и лицезреть Его как Он есть.

Чего же такого особенного могли совершить апостолы, чтобы им было дано то, чего ожидало многие столетия все человечество? Конечно Господь предусмотрительно избрал самых простых людей из среди иудейского народа, чтобы показать, что абсолютно каждому возможен путь спасения — вне зависимости от гражданского положения. То, что принесли апостолы, заключается в словах Петра: «се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом» (Мф. 19,27). И это самое главное, что может человек дать человек Богу — всего себя. «Сыне, даждь ми сердце твое», — так говорит Господь (Притч. 23, 26). Повторяя слова Священного Писания апостол Павел пишет к Коринфянам: «ибо я ищу не вашего, а вас» (2Кор. 12, 14). Господь, видя искреннее намерение Своих учеников, открывает им великую тайну, давая им лицезреть Свой Божественный свет.

И вот, увидя Своего Учителя в нетварном свете, апостол Петр говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Идти больше они не хотят, но желают пребывать на этом месте вечно. Почему? Потому что в этом и есть смысл жизни христианской, который высказал прп. Серафим Саровский — смысл жизни христианина состоит в стяжании благодати Духа Святого.


Одежды Христовы были «белыми, как свет» (Мф. 17, 1). Господь в одной из притч о Царствии Небесном затрагивал тему одежд, когда Царь сделал брачный пир для своего сына и пригласил на него всех желающих. И вот кроме прочих за столом оказался человек, одежды которого не соответствовали торжеству — они не были брачными. Царь сказал тому человеку: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (кромешную); там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных!» (Мф. 22,12-14)

Возвращаясь с сияющей горы Фавор к нашей реальности нельзя не отметить, без прикрас оценивая свой внутренний мир, что считать себя достойным лицезрения Фаворского света было бы редчайшим заблуждением, граничащим с безумием. Хотя мы, православные христиане, к этому призваны. Почему в той притче недостойным оказался лишь один человек? Потому что Господь обращается к каждому из нас: ведь именно я могу стать этим несчастным, ввергнутым «во тьму кромешную». Только лишь осознав глубину своего падения, почувствовав почву под ногами нашего нравственного «дна», мы можем начать свое восхождение на свой Фавор. С этого начинаются заповеди блаженства: «блаженни нищие духом».

На каждой службе Страстной седмицы после канона поется светилен:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Вспоминая и повторяя эти слова, будем и мы просить Господа просветить и спасти наши души, дабы в Невечернем Его Царстве лицезреть Его неизреченную славу.