[p][dropcap1]«Х[/dropcap1]валит похвальными гласы римская страна Петра и Павла, ими же веровавша в Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Ефес и Патм – Иоанна Богослова; Индия – Фому; Египет – Марка; вся страны, и грады, и людие чтут и славят коегождо их учителя, иже научиша православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами – великая и дивная сотворшаго нашего учителя и наставника, великого кагана (князя) нашея Земли, Володимера, внука старого Игоря».[/p]

Так говорил святой Иларион, митрополит Киевский, в середине XI века, когда прошло немного более полувека от Крещения Руси. Уже тогда святой муж своим проницательным взором видел величие дела святого князя Владимира и призывал Русь достойно прославить его…

Но спрашивается – является ли это прославление святого Владимира лишь воспоминанием о славном былом Руси? Или из глубин давно прошедших веков нам светятся лучи, указывающие пути и к светлому будущему? Да, День Святого Владимира не есть только забвение настоящих невзгод в переживаниях преданий старины. Это есть кладезь духовной силы, из которого мы должны почерпнуть живую воду, которая может оживотворить и нас, и нашу Родину. Вспомним, чем была Русь до Владимира и чем сделалась она после своего крещения святым Владимиром. Каждое племя жило своей обособленной жизнью. Отдельные роды часто враждовали между собой, мстили друг другу и нередко занимались взаимным истреблением, соблюдая законы кровавой мести. Русские князья до Владимира были больше вождями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа.

Ошибочно было бы думать, что славяне обладали лишь одними отрицательными чертами и представляли исключительно полудикую массу. Нет, напротив, было в их природе много хорошего. Они были гостеприимны, отважны и честны. Жены были верными спутницами своих мужей, часто оставаясь верными и умершим. Славяне чтили своих старших и слушались их в делах частных и общественных. Но наряду с тем проявлялись у них вероломство, жестокость, лукавство. Временами, в особенности во время войн, они становились страшными для всех окружающих. Так на распутье между добром и злом стоял славянский мир, то проявляя прекрасные свойства созданного по образу Божию человека, то показывая грозные признаки зверя в человеческом образе. Святые Кирилл и Мефодий со своими учениками просветили христианским учением часть славян. Влияние христианства немедленно сказалось на них и ввело их в семью христианских народов. В короткое время принявшие христианство страны преобразились. Но главная масса славянства, славяне восточные, продолжала жить по-прежнему. Тьма, нависшая над восточными славянскими племенами, была так глубока и беспросветна, что ее не смогла разогнать воссиявшая на княжеском престоле, как утренняя звезда на небосклоне, первая русская христианская княгиня Ольга. Нужно было взойти самому Красному Солнышку, и таковым явился для Руси внук Ольги – Великий князь Владимир.

Владимир, воспитанный в язычестве, еще не просвещенный светом Христова Евангелия, являет черты своего характера, обнаруживающие его стремление к истине, преданность правде. Почитая своих богов за истинных, Владимир от них ищет помощи, их благодарит за свои успехи. Думая, что исповедуемая им вера правильна, он с ней согласует и свою жизнь, во всех поступках своих обнаруживая свое языческое благочестие.

Ревнуя о славе своих, как он думал, покровителей, он уничтожает начавшее насаждаться в Киеве христианство и допускает притеснение Церкви. Следствием такой его деятельности было убийство толпой христианина варяга Феодора и его сына Иоанна, когда Феодор не пожелал отдать Иоанна для принесения в жертву богам. Это событие потрясло до глубины души Владимира. Его поразило мужество христианина, пожелавшего лучше самому умереть со своим сыном, исповедуя свою веру, чем пожертвовав сыном, оказать тем честь тем богам, которые не смогли отомстить сами своему оскорбителю. Владимир задумался над тем, правильна ли его вера. Но переменить веру для него – было переменить свою жизнь. …Владимир во все страны рассылает послов, принимает и сам пришельцев из всех концов, желая приобрести наидрагоценнейший бисер для своей души – правильную веру в истинного Бога и научиться, как служить Ему.

Он просвещается светом Православия и, крестившись, делается ревностным исполнителем Христовых заповедей. Своим примером и призывами он увлекает за собой своих подданных. В нем нет границы между верой и жизнью, потому что жизнью своей он исповедывал свою веру.

Он изменил свой личный характер, из сурового, подчас жестокого, став кротким и любвеобильным. Изменил свой семейный уклад, «оставив плоти сладострастие», он отказался от своих нескольких сот жен и стал верным мужем своей единственной жены царевны Анны, с которой венчался по христианскому закону. Привыкший к разгулу и увеселениям, он свои пиры превратил в братские трапезы и пользовался ими, чтобы исполнить заповедь о милосердии и помощи нуждающимся.

Владимир заботится, чтобы не только отдельные поступки его были проникнуты духом христианства, но и весь государственный строй, все законодательство были основаны на христианских началах. Разительна перемена во Владимире, ставшем из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем. Но не менее разительная перемена произошла и с крестившейся Русью. Немедленно после возвращения из Корсуни он уничтожает то, что до тех пор было для него самым дорогим, – поставленных им идолов. Всех призывал князь отрясти мрак от своих очей и озариться Христовым светом и при этом обращался непосредственно к сердцу своих подданных. «Кто любит князя, пусть идет креститься», – взывали посланные им глашатаи. Любивший князя и веривший в его мудрость народ крестился, а Владимир через священников наставлял его в новой вере, стремясь, чтобы крещенные не только по имени, но и по существу стали христианами. Утверждение истинного христианства на Руси было для него главным делом, а для сего он устрояет церковную иерархию по всей земле, насаждает школы, зиждет храмы Всевышнему, уделяя им значительную часть личных и государственных доходов. Крещение Киева, а за ним остальной Руси открыло новую жизнь для восточных славян и сделалось исходным пунктом их славной истории.

Русский народ, не по принуждению, а добровольно принявший христианство, стремился с первых же лет после Крещения воплотить евангельское учение в своей жизни. Крещение переродило и внутренне изменило прежде грубых сердцем людей. Сохранив старые добрые качества, они стали освобождаться от своих дурных свойств. Борьба между добром и злом совершалась не только в душе Владимира, а во всем народе в целом, и перелом произошел в сторону добра. Русский народ после Крещения стал уже не тем, чем был до него. Он стал поистине новым народом, новыми людьми.

Это не значит, что сразу все сделались совершенными, что зло исчезло из души каждого и его не было больше на Руси. Нет, оно было, продолжало борьбу с добром в каждом человеке. Но движущей силой русского народа было Православие, которое охватило все стороны жизни личной, общественной и государственной.

Сами верховные правители Руси – Великие князья и Цари Всероссийские – сознавали свою ответственность пред Царем царствующих и на себя смотрели как на слуг Божиих, таковыми же они были и в очах своих подданных.

Конечно, далеко не все на Руси совпадало с тем общим направлением. Много зла совершилось на ней за истекшие века. Однако как для характеристики человека важно, какие качества в нем наиболее ярки и побеждают остальные, так и для характеристики народа нужно определить то, что составляет главное содержание его духовной жизни. Для Руси и русского народа, несмотря на все бывшие отдельные уклонения и даже падения, главным было служение правде и стояние в истине.

От Крещения Руси и до наших дней не было, кажется, ни одного часа, чтобы в Земле Русской не жил где-либо святой, после кончины своей сделавшийся Небесным предстателем за нее.

Бесчисленный сонм новых мучеников засвидетельствовал свою верность Христу. Русский народ, с несказанным терпением переносящий страдания, равных которым не испытывал еще ни один народ в мире, дал неисчислимое множество новых подтверждений стойкости в вере.

Ей, священна ты Русь! Прав был древний писатель, сказавший, что ты Третий Рим и четвертому не быти. Ты превзошла древний Рим множеством подвигов мучеников, ты превзошла и крестивший тя Рим своим стоянием в Православии, и ты останешься непревзойденной до кончины мира. Лишь освященная страданиями и земной жизнью Богочеловека земля святее тебя в очах православных.

Отряхните сон уныния и лености сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидоша к тебе… от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки.

Источник.

[line]

* При составлении статьи использованы проповеди: Иоанн (Максимович), свт. 950-летие Крещения Руси // ЖМП. 2001. № 2. С. 59–63; Иоанн (Максимович), свт. Нравственное значение личности Святого Владимира // Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси: (Сборник статей). – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 164–169.

[distance2]