Сегодня мы молитвенно вспоминаем 97-ую годовщину убиения святых Царственных страстотерпцев. В эпоху богоборческой идеологии память о них была преподана в самом мрачном и порочном свете. Тем явственнее сегодня перед нами предстает светлый и непорочный образ Августейшего Семейства в нынешнее время, когда стали доступны многочисленные архивные документы и воспоминания современников, лишенные пристрастного и однобокого взгляда на события.

Образ жизни Святых Царственных Страстотерпцев был близок нашему народу русскому. Строгие посты, отказ от удовольствий ради Христа, любовь к долгим церковным службам, почитание святых угодников Божиих — именно это и составляло огромную жизненную силу русской нации. Эти качества и вообще весь строй жизни Семьи последнего Государя были известны русскому народу. Народ знал и очень высоко ценил образ жизни Царской Семьи.

Трагедия жизни Государя Императора Николая II состояла в тяжелейшем противоречии между убеждением Монарха незыблемо охранять основы и традиции Святой Руси и желанием высшей аристократической части соотечественников отвергнуть, как устаревшие и ненужные, эти основы и традиции.

Возможно, на грани веков Государь Император понимал, что ожидает Державу в скором времени, какие тяжкие испытания ожидают страну и православную веру. На его глазах утрачивалось единение народа, началось разделение людей, что впоследствии привело ко многим бедам. Будучи самодержцем и помазанником Божиим, Государь Император Николай II был ответственен за Россию перед Богом. Он понимал, что противостоять испытаниям может только народ сплоченный, не осуждающий ближнего, прощающий его и относящийся к соотечественнику с братской любовью. Именно такой и была вся эта Святая Семья, дружная, сплоченная, овеянная любовью, милосердием, непреклонной верой и состраданием.

***

Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Феодоровна оказывали особенное внимание и заботу делам Православной Церкви не только в России, но и во всем Православном мире. Они все свои сбережения от получаемого по положению содержания тратили не для личных удовольствий, но на устройство церквей, монастырей, приютов, школ, богаделен и других благотворительных учреждений. По примеру своего покойного Отца, Государь Николай Александрович любил церкви, образа и церковную стенопись в древнерусском стиле.

Августейшая Семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и своими личными трудами. Сколько руками Царицы и Дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители. Церковное строительство в России особенно развивалось в это время благодаря сочувственному вниманию Царской Семьи и непосредственному их участию в этом святом и полезном для блага народного деле. Какой ярый их враг может сказать, что они не были людьми христианского настроения? Они были истинными православными христианами и верными чадами Церкви Христовой, проникнутыми истинной религиозностью, кротостью, миролюбием и состраданием, глубоко веря, что центр тяжести жизни не здесь, на земле, а там, в жизни загробной, бесконечной. Все, что они делали, делали для той вечной будущей жизни, с сознанием, что делают дело не свое, а Божие.

Игумен Серафим (Кузнецов)