Предлагаем Вашему вниманию повествование об обретении чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою», написанное послушником нашего монастыря Василием Розановым в 1854 году. Данный фрагмент взят из рукописного издания «Сказание об основании Николаевской Берлюковой пустыни и о существовании оной до сего времени». Ниже представлен оригинал, находящийся в Центральном историческом архиве города Москвы.
***

В то время как Строитель Антоний находился для излечения в Москве, а управление онаго было вверено казначею онаго иеромонаху Геннадию, Всевышнему угодно было прославить место селения своего особым своим непосредственным посещением. Он очудотворил Икону свою во имя лобзания Христа Спасителя Иудою предателем в саду Евсеманском (Гефсиманском — прим. ред.); прославление последовало следующим образом.

В пятнадцати верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина страдала глазной болезнью более двадцати лет и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной, но молитвы её к Богу и вера в Промысл так были сильны и пламенны, что она после столь продолжительной болезни удостоилась испытать на себе явно и непосредственно помощь Божию, и исцелиться от слепоты своей, подобно слепцу Евангельскому прозревшему от прикосновения Перстов Спасителя.

Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит пред собою в сонном видении некого благолепного Мужа, который спрашивал ее: «хочет ли быть здоровую и прозреть?». И на ответ её, что «она всегда усердно молит Бога, и что знать за грехи Господь лишил её видения дневного света», неизвестный тот, показав ей икону Христа Спасителя, ту самую, как она по прозрению уверяла, которая исцелила ее, сказал: «отслужи молебен пред сею иконою и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось.

Проснувшись, слепая рассказала видение домашним, но где найти виденную икону никто не знал, а у явившегося она о сем не спросила. Подумали, подумали, да и положили, что если на это воля Божия, то Он Сам покажет им и икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины сочли делом невозможным.

На другую ночь тот же самый явился опять женщине и уже с негодованием спросил:

— Что ж ты не исполняешь своего обещания?

— Я бы с радостью исполнила, — отвечала слепая, — но не знаю, где отыскать таковую икону, а ты мне об этом ничего не сказал.

– Иди в Берлюковскую пустынь, — сказал явившийся, — там найдешь эту икону, отслужи пред ней молебен, и прозреешь.

По утру женщина опять рассказала свое явление и просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезду в Пустынь просили монахов отыскать икону по описанию слепой, но сколько ни искали, в церкви таковой иконы не оказалось, а потому и отслужили молебен пред местною иконою Спасителя. Слепая возвратилась домой, таковоючи отчаявшись в своем исцелении.

Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открылось ей, что виденная Его (Спасителя — прим. ред.) икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную и исполнить свое обещание.

Немедленно слепую опять привозят в монастырь, по словам её монахи тотчас отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоящую в углу без всякого призрения, оттерли, обмыли и рассмотрев писание, спросили слепую:

— Эту действительно ты видела Икону?

— Да, эта самая, — отвечала слепая, — я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял к верху веревки, а спереди Иуда окаянный лез Его целовать.

— Ну так, сказал иеромонах, объятый благоговейным ужасом, — только лики-то очень темные и трудно рассмотреть их: молись же с усердием, я сейчас начну молебен и освящу воду.

По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы, покрывавшие ее сомкнувшиеся ресницы отпали, веки разошлись, и слепая двадцать лет прозрела. Неожиданна была радость исцелевшей, в святом интузиазме она схватила стоявшую Икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теплейшими слезами и не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать и плакать.

Это происшествие, или справедливее сказать, видимое явление премилосердия Бога в иконе Его для оказания помощи страждущему человечеству подобно дыханию бурного ветра разнеслось по окрестностям. На другой день многочисленная толпа народа наводнила монастырь, все просили молебнов чудотворной Иконе Спасителя, что в хлебне, или как говорили простодушные старушки Спасу Милостивому. С раннего утра начинали петь молебны, и оканчивали не ближе ночи; некоторые, потеряв терпение взойти в хлебню дверьми, лезли в окна.

Таковое бесчисленное стечение народа небывалое в монастырь до сего времени повергло в недоумение управлявшего монастырем Казначея Геннадия, он не знал как поступить: оставить Икону в хлебне не было возможности, а вынести в церковь без дозволения начальства он не осмеливался. А потому чрез несколько времени после первого прославления вечером, взяв Икону, он отправился в Москву к Преосвященнейшему Митрополиту Филарету, дабы оказав ему оную донести лично о случившемся, просить благословления о назначении Чудотворной Иконе приличествующего места. Архипастырь разрешил вынести икону в церковь с подобающим торжеством, то есть сделать в хлебню Крестный ход, и поставить икону в доступном для всех молящихся месте.

В десятое Воскресение после Пасхи было совершенно это торжественное перенесение. Икона поставлена в теплом Троицком соборе в приделе Святителя Николая в столпе стоит и до сего времени.

При сказании о прославлении Иконы я описал только одно чудо – исцеление слепой женщины, но да не подумает кто, что то было единственное чудо: много было чудес! Да и так много, что описать навек очень трудно, да и даже невозможно, ибо об этом современных записок в монастыре не имеется.

Впрочем, как рассказывают очевидцы , множество беснующихся и страждущих различными недугами в то время по молитве пред иконою видимо получили исцеление, в коих некто Калужский купец, имевший сухие и совершенно лишенный владения ноги. Этот купец, чрез год уже совершенно здоровый, приезжал в обитель, и сам рассказывал братии о своем исцелении. Да и ныне много несчастных и угнетенных житейскою бурею зол её теплейшими мольбами притекает к сей иконе, и молитвы их конечно не остаются тщетными пред милосердным Богом.

Боголюбивые жители города Богородска, а равно и всего уезда, испросили у Епархиального начальства дозволения брать чудотворную Икону Спасителя в свои дома, что и исполняется неупустительно до сего времени. Икона провожается из монастыря 28-го сентября с Крестным ходом до самого Богородска, а возвращается незадолго до праздника Рождества Христова.

Рассказывают некоторые из братии, что эта икона Спасителя привезена в монастырь вместе с прочими иконами и вещами из упраздненной церкви в селе Кромине (Кармолино — прим. ред.), отстоящем от пустыни на пять верст, что за достоверное впрочем признать нельзя, по недостатку ясных доказательств.