17 июня 2015 года игумен Евмений (Лагутин) принял участие в торжествах, посвященных празднованию памяти прп. Мефодия Пешношского, в основанном им мужском Николо-Пешношском монастыре.

Праздничное богослужение возглавил управляющий Московской епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий митрополит Крутицкий и Коломенский. Также на это радостное мероприятие были приглашены
благочинные церковных округов, игумены и игумении монастырей, руководители епархиальных отделов и комиссий, духовенство и прихожане храмов Московской епархии, а также паломники из других епархий.

Вечером накануне в 15.00 была отслужена малая вечерня с чтением акафиста у мощей прп. Мефодия, а в 18.00 совершалось всенощное бдение. Утром в 9.00 была отслужена Божественная литургия при большом стечении богомольцев.

Патриаршее служение в Николо-Пешношском монастыре

Патриаршее служение в Николо-Пешношском монастыре, 2014 год

Николо-Пешношский монастырь в дореволюционное время был славен своими монашескими традициями, не зря его называли «второй Лаврой», после Лавры прп. Сергия Радонежского. Устав иноческой жизни, принятый в монастыре, был образцом для русского монашества XIX века. Обитель в свое время дала многих подвижников благочестия, прославленных в лике святых: преподобный Мефодий Пешношский (+ 1392), святитель Варсонофий Казанский (+ 1576) и блаженный Иона Пешношский (+ 1737).

Широко известен Пешношский постриженник иеросхимонах Арсений, совершавший свой духовный подвиг на святой горе Афон. Его ближайший ученик иеросхимонах Иероним (Соломенцев) вдохнул новую жизнь в русское монашество на Афоне. Под духовным руководством и беспрестанным попечением отца Иеронима русский Свято-Пантелеимонов монастырь достиг своего расцвета во второй половине XIX века. К слову сказать, один из наших настоятелей, афонский постриженник схиигумен Парфений (Агеев) (1855-1860) также имел духовное окормление у иеросхимонаха Арсения. Именно по его благословению отец Парфений оставил Афон и уехал в Россию.

В годину кровавых испытаний для Церкви Николо-Пешношская обитель дала обильный духовный плод, для многих насельников монастыря через страдания и мученическую смерть были открыты врата в Царствие Небесное. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов, + 1936), Иоасаф (Шахов, + 1938), Николай (Салтыков, + 1937), Симеон (Кульгавец, + 1938) и Аристарх (Заглодин-Кокорев, + 1937).

Наша обитель на протяжении многих столетий была связана с Пешношским монастырем незримыми духовными узами. В истории Николо-Берлюковской пустыни был целый период, называемый нами «Пешношский», когда несколько десятков лет во главе монастыря становились пешношские постриженники. В начале XIX века это дало свои благодатные плоды: иеросхимонах Максим (Погудкин), постриженник Пешношского монастыря, в 1806 году начал искапывать пещеры неподалеку от реки Вори для уединенного молитвенного подвига, тем самым положив начало Иоанно-Предтеченскому скиту при Николо-Берлюковской пустыни.

В советское время здания закрытых монастырей использовались схожим образом: что в Берлюках, что в Пешноше были образованы психо-неврологические диспансеры. Возрождение обоих монастырей также пришлось на начало XXI века. Слава Богу, сегодня Николо-Пешношская обитель возрождается, а в архитектурном плане уже радует глаз блеском крестов на главках, потрясающей красотой освященных храмов и благоустроенной территории.

Монашеский постриг монаха АристархаСегодня наши монастыри также не теряют связи: мы стараемся помогать друг другу в ведении подсобного хозяйства, в 2013 году братия нашей обители была приглашена на совершение первого монашеского пострига с момента возрождения монастыря. Имя постригаемому послушнику было дано в честь пешношского преподобномученика Аристарха.

Пожелаем игумену Пешношской обители отцу Григорию и братии святой обители многая и благая лета, а также сил и вспомоществования Божия в несении монашеского подвига!

***

Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к светильнику земли русской — преподобному Сергию Радонежскому и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место. И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен (+1392 г.) в основанной им обители. В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа — старцев, сирот и вдов — оплакивать кончину своего питателя.

Источник