«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…» — так Церковь описывает страшные события Великого Пятка.

Читая строки Святого Евангелия, мы видим соединившиеся в этот день торжество злобы сатанинской и глубину немощи человеческой. Сегодня Спасителя мира предали все. Как же так получилось, что не оказалось ни одного человека, способного заступиться, хотя бы высказаться против творившегося безумия, совершенно беззаконного суда и глумливого издевательства над Господом нашим Иисусом Христом?

Дело в том, что эту битву человек проиграл задолго до воспоминаемых ныне событий. Являясь потомком Адама и Евы, человек наследовал и последствия их падения в райском саду. Однажды соизволив принятию греховного помысла, поставив свою волю выше Божией, человек сам вдруг решает, что хорошо для него, несмотря на заповедь:

«…и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3, 6).

Так и сегодня история первых дней человечества повторяется. Для иудейской элиты — архиереев, книжников и фарисеев — лучше, «чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 50). Иуда предпочитает серебро апостольскому служению и следованию за Христом. Ближайшие ученики ставят выше свою собственную жизнь, постыдно разбегаясь в ночном мраке от римской стражи в Гефсиманском саду. Понтий Пилат дорожит своим местом и положением, ведь иудеи кричат ему: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19, 12). А толпа как всегда желает хлеба и зрелищ, вообще особо не задумываясь над происходящим: больше крови, больше! «Распни, распни Его!» (Ин. 19, 6).

Описывая моление Спасителя в Гефсиманском саду, евангелисты показывают то напряжение, искушение до кровавого пота (Лк. 22, 44), с которым сатана ополчился на Сына Божия через Его человеческую природу. Что же говорить о человеке, когда «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8, 21)?

События Страстной Пятницы наиболее отчетливо показывают глубину последствий первородного греха. Не было совершенно никакой надежды у человечества собственными усилиями освободиться от этого несмываемого «наследия» первого Адама. Только воплотившийся Бог мог исцелить эту рану неисцельную, установить Новый Завет между Богом и человеком, открыть ему врата в Царствие Небесное. Через превосходящий ум Крестные страдания и Свое Славное Воскресение Господь совершает дело спасения человечества. Церковь сегодня воспевает:

«Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение!» (Страстная седмица во Святую и Великую Пятницу. Стихира, глас 5.)