17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева без суда и следствия были расстреляны Государь Император Николай Александрович и его семейство: супруга Государыня Императрица Александра Федоровна, Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также их верные слуги. После убиения над останками Царской Семьи и их слуг долго глумились и, наконец, после этого они были изощренно уничтожены изуверами.
Конечно, это было политическое убийство, и убивали их, прежде всего, как символ Православной Руси. Это страшное преступление положило начало всем дальнейшим злодеяниям. Всех, кто был верен Царю, всех, кто его знал, богоборцы истребляли по всей России.
Несомненно, что уничтожить буквально всех, кто чтил Царскую Семью, был ей верен до конца, было просто невозможно. Поэтому было необходимо извратить жизнь этой Семьи, опорочить, оболгать ее в истории:
История знает множество мифов. Эти мифы бывают иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко… К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение, что 2 марта 1917 года Император Николай II добровольно, или под нажимом обстоятельств, отрекся от царского престола. Это утверждение воспринимается как аксиома с марта 1917 года. ”Отречение” с момента его обнародования и до сегодняшнего дня является главным обвинением последнему Государю1.
Государь и Царская Семья были прославлены Русской Православной Церковью как страстотерпцы. При этом крайне важен и характер этого подвига – беззлобие и непротивление врагам.
В истории Русской Православной Церкви страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015), князь Игорь Черниговский и Киевский (1147), князь Андрей Боголюбский (1174), князь Михаил Тверской (1319).
Все они своим подвигом явили высокий образец христианской нравственности, терпения и личного мужества. Современный исследователь П.В.Мультатули пишет:
…по нашему мнению, гибель Императора Николая II и его Семьи была обусловлена всей жизнью и деятельностью последнего Самодержца и тем нравственным выбором, который он сделал в начале своего царствования и которому был верен всю свою жизнь: верность Христу, России и долгу царского служения2.
Никакие испытания не сломили эту святую Семью, ничто не смогло порушить их стойкости. Как жили они душа в душу, так, по воле Божией, и подошли к страданиям, Господь попустил им вместе пройти этот путь. Объединенные своей любовью, они ушли к Тому, по чьим заповедям прожили жизнь. И не наше дело рассуждать о степени их мучений и страданий.
Святая Церковь учит, что испытания жизненные не посылаются никому из нас выше сил испытуемого.
С момента лишения свободы Царская семья была вырвана из привычных условий и была как бы перенесена в иной план жизни – в план жизни духовной, к которой не применимы обычные мерки, установленные для оценки душевных и духовных свойств людей. Разве можно рассуждать о силе воли святых мучеников, достигших наивысших ступеней несравненно большей силы – силы духовной?3.
С детства будущий Государь Император Николай Александрович пребывал в учении Русской Православной Церкви, и это являлось законом для всей его жизни. Император не испытывал наслаждения от собственной власти, не искал званий, наград и медалей, никогда его не ослепляла высота положения, он всегда оставался истинным христианином, образцом благочестия и чистоты.
Мир, трудолюбие, терпение, исполнение своих обязанностей были основными правилами его жизни. И всегда рядом была семья, черпавшая жизненные силы в молитве и любви. Ведь семья – это нравственный институт, на котором держится любое государство. При разрушении семьи непременно разрушается и трещит по швам государство.
Именно последний Государь, как никто до него, сознавал, что основной путь совершенствования жизни россиян лежит через нравственное воспитание индивидуальной личности. Только от него путь идет к воспитанию семейной личности и затем к национальной и общенародной. И своим личным примером христианской жизни, примером своей семьи он, как неугасимый светильник, показывал беспримерный путь всем соотечественникам, всей нации, всему народу. Он закладывал основы новой, пожалуй, небывалой по степени напряженности ступени христианской культуры в России. Глубочайшая вера в Бога и ответственное исполнение своего долга Царского служения были порукой тому4.
Евгений Евлампиевич Алферьев, декан Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле, писал:
Он, и только он во всем мире, выступал на защиту православной веры и Церкви и оберегал церковный мир по всему миру. Воистину, он был ктитором всей Православной Вселенской Церкви. Он, и только он, вставал на защиту, когда турки вырезывали армян-христиан, притесняли и угнетали славян, и широко открывал границы России беженцам этих стран. Вопреки широко распространенному мнению, в особенности среди иностранцев, Русский Император не был ни главой, ни духовным главой Русской Поместной Православной Церкви, но, как носитель верховной власти величайшего православного государства, Помазанник Божий, Он нес священные обязанности Вселенского Покровителя и Защитника Православия и в этом качестве занимал в православном мире самое высокое место5.
На все духовные запросы Родины Царская Семья отзывалась с величайшей сердечностью. Они принимали участие в праздновании великих духовных годовщин, в освящении храмов, помогали обителям. Всего за 20 лет, с 1896 по 1916 год, Русская Православная Церковь обогатилась большим числом вновь прославленных святых, чем за всю предыдущую историю синодальной эпохи.
В Царствование Государя Императора Николая Александровича были прославлены: святитель Феодосий Черниговский (1896), преподобный Серафим Саровский (1903), благоверная княгиня Анна Кашинская (1909), преподобная княгиня Евфросиния Полоцкая (1910), святитель Иоасаф Белгородский (1911), святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1913), святитель Питирим, епископ Тамбовский (1914); святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1916).
Много сделал Государь лично для прославления этих угодников Божиих. Царь прекрасно понимал значение почитания святых для Православия. Самое значительное в этом ряду событие – канонизация в 1903 году преподобного Серафима Саровского.
В те июльские дни 1903 года Саровская пустынь стала на некоторое время центром духовной жизни всей России. Туда приехал Император с супругой и со многими родственниками, со многочисленной свитой, высокопоставленными общественными и политическими деятелями.
В своем дневнике Государь Император Николай Александрович записал 17 июля 1903 года:
В 6 ч. въехали в Саровскую обитель. Ощущалось какое-то особое чувство при входе в Успенский собор и затем в церковь Св. Зосимы и Савватия, где мы удостоились приложиться к мощам святого отца Серафима. В 6? час. вошли в наш дом. Мама живет напротив. Весь двор был наполнен огромной толпой богомольцев… Вечером исповедовались в келлии преподобного Серафима, внутри нового храма у схимника Симеона, бывшего офицера. Легли спасть довольные и не усталые6.
Его Величество и его супруга принимали участие во всех крестных ходах, долгих монастырских богослужениях. Все это произвело на паломников неизгладимое впечатление. Так на глазах Царской Семьи произошло несколько чудесных исцелений, о которых напишут многие члены Дома Романовых.
О жизни в Сарове так напишет в своем дневнике Государь Император Николай II:
Слыхали о многих исцелениях сегодня и вчера. В соборе во время обнесения св. мощей вокруг алтаря случилось также одно. Дивен Бог во святых Его! Велика неизреченная милость Его к дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь!7.
Несомненно, что эти слова Государя, записанные на страницах дневника, не предназначенного для всеобщего обозрения, говорят о великой внутренней вере Его Величества.
Отметит эти великие чудеса и Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в письме к сестре Баттенбергской принцессе Виктории:
Столько прекрасных и свежих впечатлений. Мы ехали шесть часов, прежде чем добрались до монастыря; жители деревень выглядят так живописно в своих ярких и нарядных костюмах. Монастырь очень красив, а расположен он в великолепном сосновом лесу. Богослужения и молитвы произвели на нас самое прекрасное впечатление. Прп. Серафим был монахом, жившим в восемнадцатом столетии на редкость чистой и праведной жизнью. Он исцелял людей от физических и душевных недугов; чудеса продолжались и после его смерти. В этот день тысячи и тысячи людей собрались со всей России, чтобы помолиться. Больные приехали из Сибири, с Кавказа. Какие несчастья и болезни нам удалось увидеть и какую веру! Как если бы мы жили во время Христово… Как они молились, как рыдали, эти бедные матери со своими больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись! Мы сами были свидетелями того, как маленькая немая девочка заговорила, но как ее мать молились за нее!8.
Весь цвет России собрался в те дни в отдаленном уголке Российской Империи. И потянулся со всех уголков страны к преподобному Серафиму Саровскому простой благочестивый народ. Эта канонизация стала великим праздником уходящей Руси!
Протоиерей Василий Бощановский так записал об увиденном на торжествах прославления:
День 18 июля — это день общения Государя со Своим народом. Он нередко появлялся то там, то здесь: в пределах монастырского двора и вне стен монастыря. Появлялся без особой внешней охраны. Народ всюду принимал своего Царя-батюшку радостно, восторженно — по-царски. Гром рукоплесканий, мощное русское «ура» неслось со всех сторон, где только появлялся Божий Помазанник. Нередко к Государю подходила группа крестьян. Образовывался круг, в центре — Государь. Начиналась беседа Отца с Детьми, Детей с Отцом. О чем говорил державный Отец со своими верноподданными Детьми, не знаю. Но я видел с какою радостью и слезами умиления отходили от Государя те, кого удостаивал Он своей речи и царской ласки9.
Нужно было видеть восторженное и радостное настроение народа, усеявшего по пути Царского паломничества все живописные полянки и холмики и несмолкаемо приветствовавшего своего любимого Государя громким сердечным «ура!» Его Величество в некоторых местах, милостиво улыбаясь, близко подходил к любящему его народу, и многие, в порыве радости и умиления, устремлялись целовать его царственную руку или полы его белой одежды. Все до глубины души умилены его высоким благочестием и с полной любовью и благоговением взирают на него, хотя и в подобающем ему царственном величии, но в смирении духа прибывшего в далекую пустынь засвидетельствовать свою веру в дивного Старца и вместе с верным и великим народом своим прославить его во святых и тем утвердить величие и истинность веры и Церкви Православной10.
Продолжение следует…
Александр Панин.
- Мультатули П.В. Николай II. Отречение, которого не было. М., 2009. С. 3. [↩]
- Мультатули П.В. Николай II. Дорога на Голгофу. М., 2010. С. 5. [↩]
- Алферьев Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвилль. 2004. С. 134. [↩]
- Шипунов Ф.Я. Истина Великой России. М., 1992. С.136. [↩]
- Алферьев Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвилль. 2004. С. 85-86. [↩]
- ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 246. Л. 42-43. [↩]
- Там же. Л. 47. [↩]
- Буксгевден С., баронесса. Венценосная мученица. Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы Всероссийской. М., 2007. С. 160-161. [↩]
- Саровские торжества 1903 года в фотографиях, документах, воспоминаниях. Дивеево. 2003. С. 123. [↩]
- Там же. С. 130-131. [↩]
Оставить комментарий