Всеми силами Государь Император Николай II «стремился вернуть Россию на спасительный самобытный путь Святой Руси, возродить ее идеалы, восстановить ее монолитность, воссоздать и укрепить существовавшее в прошлом единство между Церковью, Царем и народом, которое лежало в основе ее могущества. Он ясно понимал роковые ошибки Великого Преобразователя, ослепленного материальными достижениями Запада и поставившего, по западному образцу, материальное начало впереди духовного»1.
Радение Государя Императора Николая II о храмах Божиих позволило русским людям возвести за годы его правления (с 1894 по 1912 год) 7546 церквей и 211 монастырей, причем многие из них были построены при его личном участии. Кроме того, при поддержке Императора Николая II во многих европейских городах были сооружены 17 новых русских красивейших храмов, ставших подлинными достопримечательностями этих городов.
«Государь и Императрица оказывали особенное внимание и заботу делам Православной Церкви не только в России, но и во всем Православном мире. Они все свои сбережения от получаемого по положению содержания тратили не для личных удовольствий, но на устройство церквей, монастырей, приютов, школ, богаделен и других благотворительных учреждений. По примеру своего покойного Отца, Государь любил церкви, образа и церковную стенопись в древнерусском стиле… Августейшая Семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и своими личными трудами. Сколько руками Царицы и Дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители. Церковное строительство в России особенно развивалось в это время благодаря сочувственному вниманию Царской Семьи и непосредственному их участию в этом святом и полезном для блага народного деле. Какой ярый их враг может сказать, что они не были людьми христианского настроения? Они были истинными православными христианами и верными чадами Церкви Христовой, проникнутыми истинной религиозностью, кротостью, миролюбием и состраданием, глубоко веря, что центр тяжести жизни не здесь, на земле, а там, в жизни загробной, бесконечной. Все, что они делали, делали для той вечной будущей жизни, с сознанием, что делают дело не свое, а Божие»2.
Государь Император Николай II был одним из выдающихся реформаторов и законодателей на Царском Престоле. Огромное количество законопроектов были им лично проработаны или при его непосредственном участии.
А какие это были благие законы: «О введении золотой валюты и чеканки золотой монеты» (1897), «Об ограничении рабочего времени и создании фабричной инспекции» (1897), «О введении нормального устава потребительских обществ» (1897), «Об отмене ссылки в Сибирь на поселение» (1900), «Об установлении ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими и выборе фабричных старост для сношения с хозяевами и властями» (1903), «О веротерпимости» (1905), «О печати и национальных меньшинствах» (1905), «О свободе собраний и союзов» (1906), «Основные государственные законы» (1906), «Об ограничении рабочего дня и воскресном отдыхе» (1906), «О выделении крестьянам ссуд из Крестьянского банка под надельные земли» (1906), «О развитии частной земельной собственности в деревне» (1906), «О местном суде, народном образовании и новом продовольственном уставе» (1909-1910) и многие, многие другие.
Большое внимание уделял Государь народному образованию, сословному быту, народному «здравию»! По его почину постепенно вводилось обязательное народное образование, а такой решительный шаг, как введение «сухого закона», да к тому же в суровое военное время, поистине достоин нижайшего нашего поклона.
Первый среди правителей Европы Император Николай II принял энергичные меры к искоренению пьянства. Сегодня многие пытаются представить дореволюционную Россию как один большой «кабак», но это совсем не соответствует действительности.
До богоборческого переворота 1917 года по всей стране действовали сотни обществ трезвости, и эти организации, патронируемые Русской Православной Церковью, вели большую просветительскую деятельность. Одной из форм деятельности обществ было убеждение пьющих дать зарок – воздержаться от употребления спиртных напитков. Основным средством убеждения служили проповеди, беседы и поучения. Они проводились при храмах, а также в отдельных помещениях с привлечением специалистов, врачей и патологоанатомов. Общества издавали газеты, журналы, книги, а члены этих обществ читали лекции, посещали семьи страждущих недугом, проводили беседы с родственниками.
Полную поддержку этому делу оказывал и Государь. В 1912 году он подарил Александро-Невскому Обществу трезвости яхту «Марево» для устройства на ней плавучей церкви и противоалкогольного музея. В 1913 году Государь высказал свое Августейшее пожелание: «Желаю Всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения».
Вот что написал в 1958 году Б.Л.Бразоль:
Известный экономист Edmond Trey справедливо утверждал: если у больших европейских наций события между 1912 и 1950 годами будут протекать так же, как они развивались между 1900 и 1912 годами, то к середине настоящего века Россия станет выше всех в Европе, как в отношении политическом, так и в области финансово-экономической3.
Он же в своей книге дал прекрасный ответ, чего конкретно добивались враги России:
Прошло более сорока лет со времени февральской революции 1917 года и гибели Императорской России, упорно, десятилетиями, подготовлявшейся ее врагами, внутренними и внешними. Не было той лжи, не было той клеветы, не было того пасквиля, которыми бы ни обливали Царское правительство, а заодно с ним и русский народ. Миллионы долларов, фунтов стерлингов, германских марок, французских франков, да и русских рублей, было брошено иностранными банкирами, политическими проходимцами, революционными дельцами и бездельниками всех толков и направлений на бешеную антирусскую пропаганду, на свержение русской Монархии и разорение русской государственности. См. хвастливые заявления по этому поводу раввина Стефена Вайза и Георгия Кеннана, прославлявших банкира Якова Шифа за его финансирование революционной пропаганды среди русских военнопленных в Японии в 1904-1906 гг. (The New York Times. 24.03.1917). См. также всеподданнейший отчет бывшего Министра Иностранных Дел Гр. Ламсдорфа Государю Николаю II от 1906 г. по вопросу о роли Ротшильдов и вообще еврейства в финансировании революционной раскачки 1905 г. (Brasol B. The World at the Cross-Roads. Boston, 1921).
Особенно же усилилась травля России в царствование Государя-Мученика, гуманнейшего Николая II, которого в западноевропейской и американской печати не стыдились называть ”кровавым” и ”тираном”. Русское правительство обвинялось в бездарности и обскурантизме, в умышленном поощрении безграмотности, в желании держать народ в нищете и невежестве. Так называемое ”общественное мнение” в странах демократического Запада искусственно возбуждалось продажными газетными борзописцами против Имперской идеи, так полно и разумно воплотившейся именно в России4.
Основной чертой характера Государя Императора Николая II, пронизывающей всю его сущность, была глубокая религиозность, древнерусское благочестие. Все, кто хоть раз в жизни встречался с Императором Николаем II, навсегда запоминали его внутреннее обаяние, его взгляд, его удивительные глаза.
Прекрасный портрет Государя оставил нам игумен Серафим (Кузнецов):
Я сказал бы, Государь обладал рыцарским благородным достоинством, прямодушием, простотой в обхождении, беспримерной выдержкой, почти всегдашним спокойным видом и ласковым разговором со всеми знатными и простыми, не умаляя своего царственного достоинства… В политике внешней Государь держался завета своего Отца, защищая слабых от насилия сильных по долгу христианского милосердия, а не по своекорыстным побуждениям, не рассчитывая на постороннюю помощь, полагаясь на Господа Бога и на свой верный народ. Он был истинный христианин, ставя религию и добрую нравственность выше философских и ученых теорий. Его чувством вселенского покровительства Православной Церкви руководило не исключительное единственное в мире положение Православного Царя, но глубокая вера и крепкое убеждение в покровительстве Всевышнего, Который в трудную минуту просветит и направит. Его часто видели по ночам прервавшим свой сон, стоящим на коленях, изливающим свою душу в молитве, как бы стоящим на Божественной страже5.
Эти качества были известны русскому народу. Народ знал и очень высоко ценил образ жизни Царской Семьи: «В посты Царская Семья вся ведет образ жизни необыкновенно воздержанный и исключающий всякие увеселения. В первую, четвертую и седьмую недели поста, а также в среды и пятницы прочих недель этого поста из еды исключается даже рыба. Покои Царские, и особенно опочивальня, украшены Иконами. Весь красный угол опочивальни Наследника Цесаревича полон образами с неугасимой лампадой. В путешествии Государь и вся Семья Его берут с собой свв. Иконы… Сверх сего, обыкновенно Царь еще раз очищает душу перед Господом в дни, предшествующие годовщине восшествия на престол»6.
Этот образ жизни был близок нашему народу русскому. Строгие посты, отказ от удовольствий ради Христа, любовь к долгим церковным службам, почитание святых икон — именно это и составляло огромную жизненную силу русской нации. «Со времени Владимира Равноапостольного русская нация призывалась к служению Богу строительством такого духовного строя, который бы принимал все нации и племена в процесс христианизации, и в том был главный, всемирный смысл жизни русской нации. И этот процесс развертывался в России с новой силой в начале XX века»7.
Вот почему русские всегда говорили о своем Царе только в трогательных выражениях, что отразилось даже в российском гимне: «Боже, Царя храни! Сильный, Державный, царствуй на славу, на славу нам!» Именно нам – народу!
«И когда Государь короновался и давал священную клятву Богу и нации, то в сердце соотечественников незримо ложилась неписаная конституция не столько их священных прав, сколько их обязанностей пред Богом и Государем. С детства обрученный России, он тогда соединялся с ней на веки вечные, не только в здешнем мире, но и в запредельном»8.
Мир единения Царя со своим народом открылся в 1903 году на торжествах прославления святого старца Серафима Саровского так явственно и сильно, что это описали в своих воспоминаниях десятки людей разных сословий и политических взглядов.
Протоиерей Василий Бощановский удивительно красиво описал это единение: «День 18 июля – это день общения Государя со Своим народом. Он нередко появлялся то там, то здесь: в пределах монастырского двора и вне стен монастыря. Появлялся без особой внешней охраны. Народ всюду принимал своего Царя-батюшку радостно, восторженно – по-царски. Гром рукоплесканий, мощное русское ура неслось со всех сторон, где только появлялся Божий Помазанник. Нередко к Государю подходила группа крестьян. Образовывался круг, в центре – Государь. Начиналась беседа Отца с Детьми, Детей с Отцом. О чем говорил державный Отец со своими верноподданными Детьми, не знаю. Но я видел, с какой радостью и слезами умиления отходили от Государя те, кого удостаивал Он своей речи и царской ласки. ”Боже, спаси и сохрани нашего Царя-батюшку”, — осеняя себя крестным знамением и глубоко вздыхая, молились простые православные люди. ”Нашего…” – Да, он наш; не только по крови, по изволению, но и по духу, по вере Христовой, православной. Недаром он здесь с нами. Пришел прославить и поклониться батюшке преподобному Серафиму. И приготовил Себя к этому великому делу исповедью и принятием Святых Таин Тела и Крови Христовых. Да, он наш, и мы его. Тут мистика русского самодержавия»9.
Государственный переворот 1917 года полностью изменил ход истории, и одним из самых важных и трагических событий этого периода было насильственное удаление Государя Императора от прародительского престола группой генералов и высших сановников. Это переворот произошел при мощной иностранной поддержке и финансовых влияниях в дело разрушения основ государственности.
Истории и нам еще предстоит внимательно разобраться в том, что же произошло в городе Пскове. Было ли государево «отречение» таким, каким его нам преподносят уже много лет? Отрекался ли Государь от престола?
Та «бумажка», что хранится в Государственном архиве Российской Федерации и трактуется как «отречение Императора Николая II от престола», — явно не доказательство, ибо есть десятки вопросов относительно подлинности этого документа и того, что там написано!
Помазание на Царство означает, что земная власть Государя восходит под покровительство Бога. Поэтому измена окружения Царя, предательство Помазанника Божия стало отречением и от Бога. Началось целенаправленное разрушение монархии, разрушение государства Российского. И не последнюю роль сыграли в этом самые приближенные к престолу лица.
Лишь немногие из близких к Государю Императору остались верны ему. Предательство Царя совершили генералы и представители Государственной думы, при активном «покровительстве» иностранных «благодетелей». Хотя, конечно, и не все из предателей хотели гибели России. Император покорился воле Божией, простил всех и молился за Россию, за свой народ.
Удивительно точно сказал о подвиге Царской Семьи воспитатель Царских детей и преданный «друг» Их Величеств и своих воспитанниц Пьер Жильяр:
Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою Родину, – они умерли мучениками за все человечество10.
Александр Николаевич Панин.
- Алферьев Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвилль. 2004. С. 87. [↩]
- Серафим (Кузнецов), игумен. Православный Царь-мученик. М., 1997. С. 148. [↩]
- Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894–1917 в цифрах и фактах. М., 1990. С. 3. [↩]
- Там же. С. 1-2. [↩]
- Серафим (Кузнецов), игумен. Православный Царь-мученик. М., 1997. С. 139-140. [↩]
- Как живет и работает Государь Император. Кормчий. 1907. № 11. С. 128. [↩]
- Шипунов Ф.Я. Истина Великой России. М., 1992. С.130. [↩]
- Там же. С. 134. [↩]
- Саровские торжества 1903 года в фотографиях, воспоминаниях, документах. Дивеево, 2003. С. 123. [↩]
- Мультатули П.В. Николай II. Отречение, которого не было. М., 2009. С. 8. [↩]
Оставить комментарий