Алчная до новых владений римская Церковь многие века лелеяла мысль о духовном подчинении себе огромных русских просторов. И вот в XV веке появилась удачная возможность осуществить это.

Борьба Православия с латинством и неудачные попытки унии (1458-1501 гг.)

В 1458 году, после потери надежды на распространение Флорентийской унии по всей русской митрополии, Константинопольским патриархом-униатом Григорием Маммой, с согласия папы Римского Пия II, был утвержден митрополитом Киевским Григорий Болгарин, ученик ранее изгнанного московского митрополита Исидора. В подчинение ему давались девять епархий, находящихся в польско-литовских владениях. С этого момента началась история разделенной Русской Церкви на Московскую и Киевскую митрополии1.

При первых известиях о назначении Григория великий князь московский Василий Васильевич писал к польскому королю Казимиру, чтобы тот не принимал его. Митрополит Московский Иона увещевал епископов не подчиняться Григорию, прочно стоять на защите православия, даже звал, если к тому была нужда, приезжать на жительство в Московское государство. Но восемь из девяти епископов все-таки приняли Григория, и в храмах стали возноситься поминовения о «вселенском патриархе, папе римском»2.

Великий князь Московский Иоанн III

Великий князь Московский Иоанн III

Но принял ли народ этот нечестивый союз с латинянами? Нет, и в последствии сам великий князь литовский Казимир в своем рапорте писал папе Римскому, что в Литве и Польше «живет великое множество еретиков и схизматиков и число их со дня на день возрастает»3.

На этот период также приходится образование в Львове и Вильне православных братств – сообществ ремесленников, сплотивших православное самосознание людей в единое целое и представлявших действенную опору в сопротивлении латинизации.

После десяти лет безуспешных попыток привлечения русского населения к унии сам Григорий Болгарин разочаровался в ней и в 1469 году отправил посла к православному Константинопольскому патриарху с испрашиванием благословения и помощи в утверждении на территории всей Русской Церкви, включая и Московскую митрополию. Это было знаком того, что унии фактически уже не существовало.

После Григория главой Западной митрополии был выбран епископ Смоленский Мисаил. Во время его правления продолжались попытки введения унии, но уже тайным образом. В 1476 году Мисаилом, киевским и виленским архимандритами, а также несколькими князьями была написана грамота на имя папы Сикста IV, в которой признавалось его духовное главенство, принимались утверждения Флорентийского собора и сообщались жалобы на притеснения со стороны латинян. Ответа из Рима на это письмо не последовало.

Как состоялись выборы Мисаила точно не известно, но до своей смерти (1480 г.) он так и не получил благословение Константинопольского Патриарха, вероятно знавшего о его склонности к унии. Вселенский патриарх Рафаил еще при жизни Мисаила утвердил на Киевскую кафедру другого соискателя – Спиридона Сатану. Но его не принял король Казимир IV. Была пущена молва, что он был поставлен «на мзде»4, и Спиридон был посажен в заточение. В 1482 году он был взят под контроль Московского государства.

Готовность народа принять назначенного Царьградом Спиридона при живом правящем митрополите Мисаиле, из-за недоверия второму как изменнику, заставила правительство Казимира пересмотреть порядок выбора русских митрополитов. С тех пор установился порядок выбора митрополита народом и посвящения его на месте через экзарха Константинопольского патриарха5. Так, следующие два митрополита – Симеон (1480-1488) и Иона Глезна (1488-1494) – утверждались именно таким способом.

Приемник Ионы Макарий Черт был избран и посвящен в митрополиты на месте, без благословения Царьграда. Вызвано это было опасностью «новых униатских маневров»6 в период вдовства митрополичьей кафедры. Посол Константинопольского патриарха, приславший его благословение Макарию, оправдал действия русских епископов, так как «по нужде и применение закона бывает»7. Но управлять ему пришлось совсем недолго: в 1497 году по дороге в Киев, который был разграблен татарами, он был убит.

Поход Войска Московской Руси. XVI век. худ. С. Иванов (1903).

Поход Войска Московской Руси. XVI век. худ. С. Иванов (1903).

На время правления митрополита Макария приходится знаменательное событие: литовский князь Александр Казимирович взял в жены Елену, дочь московского князя Ивана III. Но при самом бракосочетании было видно, что и в будущем конфликтов на религиозной почве не избежать: митрополиту Макарию не дозволили венчать супругов. Со стороны православных служил лишь духовник Елены, поп Фома, а со стороны латинян – бискуп виленский Войтех Табор.

Следующий митрополит киевский Иосиф Болгаринович (1498-1501) с самого избрания стал проводить проуниатскую политику. Первые известия об открытых натисках на православие достигли Москвы в 1499 году. Вместе со своим родственником Иваном Сапегой, канцлером великого князя, перекрещенным в Риме, Иосиф восстал на православную веру. Сам великий князь Александр «неволил…в проклятую латинскую веру»8 свою супругу Елену. Начались ответные действия: многие православные князья стали переходить под начальство Московского государя. На это Александр через послов откровенно лгал Ивану III, что никакого притеснения православных у него нет. Терпеть далее этот обман русский государь уже не мог, и в 1501 году на литовские земли были введены русские войска, тем самым начав полномасштабную войну.


  1. Петрушко В.И. «История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества». С. 173 []
  2. Карташев А. «История Русской Церкви». С. 672 []
  3. Карташев А. «История Русской Церкви». Там же []
  4. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. С. 50 []
  5. Карташев А. «История Русской Церкви». С. 679 []
  6. Карташев А. «История Русской Церкви». С. 682 []
  7. Карташев А. «История Русской Церкви». Там же []
  8. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. С. 68 []