11 сентября 2014 года во Всероссийский общецерковный день трезвости в Николо-Берлюковском монастыре было совершено молебное пение об исцелении страждущих недугом винопития и наркомании.
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 25 июля 2014 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Московском Даниловом монастыре принял решение о восстановлении ежегодного празднования Всероссийского общецерковного дня трезвости, учрежденного в 1913 году.
На протяжении многих лет Русская Православная Церковь ведет последовательную работу по борьбе с алкогольной и наркотической угрозой. Синодальная Богослужебная Комиссия отредактировала специальный чин «Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании».
В Святейший Синод обратился митрополит Крутицкий и Коломенский, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества Высокопреосвященный Ювеналий о возобновлении ежегодного празднования Всероссийского общецерковного дня трезвости в день 11 сентября, на память Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святейшим Синодом, после рассмотрения ходатайства Владыки Ювеналия было принято решение: восстановить ежегодное празднование Всероссийского общецерковного дня трезвости в день 11 сентября. Было рекомендовано всем Преосвященным и духовенству в этот день посвящать свою проповедь раскрытию важности сохранения трезвого образа жизни, совершать «Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании», по возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни.
После Божественной литургии в храме Христа Спасителя Николо-Берлюковского мужского монастыря по благословению настоятеля обители, члена Совета Московского областного регионального отделения ИППО игумена Евмения (Лагутина) было совершено «Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании». В этот день в храме Христа Спасителя молились братия, прихожане обители, члены Московского областного регионального отделения ИППО, а также паломники, посетившие монастырь в этот день. Служение молебна возглавил насельник обители игумен Нифонт (Семыкин).
Отцом настоятелем игуменом Евмением была произнесена проповедь, в которой он призвал молящихся брать пример со святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, стараться в своей жизни быть примером для близких и друзей, пристально наблюдать за своими поступками и делами, гореть любовью к ближним и никогда не осуждать оступившихся.
После совершения молебна заместитель председателя Московского областного регионального отделения ИППО, председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин и иеромонах Тимофей (Дьяконов) посетили Черкизовское кладбище города Москвы, где напротив алтаря храма Пророка Божия Илии в 1925 году был погребен митрофорный протоиерей Петр Алексеевич Миртов.
На могиле была совершена лития об упокоении протоиерея Петра и погребенных рядом с ним рабов Божиих Анны и Николая.
Протоиерей Петр Алексеевич Миртов много лет был бессменным руководителем знаменитого на всю Россию Александро-Невского Общества трезвости, настоятелем Воскресенского храма у Варшавского вокзала в городе Санкт-Петербурге, главным редактором журналов «Отдых христианина», «Трезвая жизнь», «Воскресный благовест», издававшихся в типографии при Воскресенском храме.
Сослуживцы отмечали множество талантов отца Петра: неусыпное проповедование слова Божия, ежедневные труды по религиозно-нравственному просвещению, величайшая ревность по оздоровлению народа, крепкая любовь к падшим людям, желание им помочь и дар административного руководства.
На практическом поприще борьбы с пьянством отец Петр стал известен буквально всей стране, а также за рубежом. Деятельность отца Петра была разносторонней, он привлекал слушателей в высшей степени интересными докладами и лекциями, сопровождавшимися показом туманных картин, диаграмм, картограмм. При храме действовала прекрасная библиотека и типография, хор, одноклассная школа для детей и воскресная школа для взрослых, и общее руководство всеми этими начинаниями осуществлял Петр Алексеевич.
Отец Петр был талантливым писателем, его перу принадлежит множество книг, статей, среди которых такие произведения как: «По завету Христову», «В дали веков», «Над морем житейским», «О заветах М.В.Ломоносова русскому народу». Несколько изданий выдержала книга «Над морем житейским», где были собраны слова, речи и проповеди отца Петра.
Он был не только активным борцом за народное здравие, но и четко и ясно осознавал наступающие тревожные времена. Его проповеди были буквально насыщены любовью к России и ее великой культуре. Он неустанно призывал помнить и чтить заветы предков, любить свою Родину. Так в проповеди «Царь и народ», произнесенной 20 июля 1914 года перед молебном у Варшавского вокзала он отметил: «Россия всегда была сильна своей верой в Бога, своей горячей народной молитвой и единением со своими Государями. Достаточно сделать самый беглый обзор нашей отечественной истории, чтобы видеть, как действительно крепка была молящихся рука, как сильна была Русь, когда она объединялась вокруг своих вековых, заветных, исторических святынь».
В настоящее время руководители фонда «Возрождение культурного наследия» активно собирают сведения об отце Петре Миртове в архивах и библиотеках России.
можно ли считать алкоголизм формой беснования? и как в таком случае бороться с этим недугом — церковными или светскими методами?
Уважаемый Сергей!
Святитель Иоанн Златоуст еще в V веке писал: «Пьянство есть добровольное беснование». Безусловно, человек, отдающийся этой пагубной страсти, ослабляет свою волю и становится в той или иной степени подверженным влиянию духов злобы. Это может быть просто несопротивлением дурным мыслям, апогеем же является явное общение с нечистой силой.
Как и с любой страстью, с пьянством необходимо и церковными, и светскими методами.
Под первым разумеется регулярное участие в церковных Таинствах (Исповедь и Причастие), обязательно недугующему надо начинать самому молиться — просить у Господа помощи в этой нелегкой борьбе.
К светским методам следует отнести социальную адаптацию человека. Часто недуг приобретается, когда человек не может найти себя, теряет смысл и цель своей жизни. «Свято место пусто не бывает», и появившуюся пустоту человек заполняет виртуальной реальностью, и здесь могут быть варианты: компьютер, пьянство или наркотики и т.д.
Кроме реального осознания христианских истин и желания воплотить их в своей жизни, необходимо помочь человеку найти практическое применение своих способностей в этом мире. Это очень важно.