Уже в 1503 году после ряда побед русского оружия был заключен мир с Литвой. Такая защита православия и всего русского оправдала себя на довольно долгий срок, и насаждение унии было отодвинуто на задний план.

Временный мир (1501-1555 гг.)

В 1506 году по смерти Александра королем Польским и великим князем Литовским стал брат почившего Сигизмунд I. Он продолжил мирную политику по отношению к Православной Церкви, и время его правления было самым спокойным периодом для Западнорусской митрополии.

В 1507 году был избран, а в 1509 году утвержден Константинопольским патриархом новый митрополит Иосиф II Солтан, из епископов Смоленских. После патриаршего утверждения, в том же 1509 году, в Вильне состоялся собор всех епископов Западной митрополии. Позже, с помощью русского князя Константина Ивановича Острожского, имевшего большое влияние в литовском правительстве, Сигизмундом I были подтверждены все прежние права православных. Кроме того, на практике было снято запрещение строить новые и починять старые православные церкви1.

Князь К.И. Острожский - защитник Православия (1460 —1530)

Князь К.И. Острожский — защитник Православия (1460 —1530)

В этот период истории Западнорусской митрополии оживляется деятельность православных братств, проявлявших свой интерес в контролировании не только хозяйственной, но и церковной, канонической сферы. Так, к митрополиту Иосифу II прихожане стали обращаться с прошениями благословить их участвовать в составлении описи и контроле церковного имущества храмов и избирать священнослужителей на приходы. Митрополит удовлетворил эти требования, но с оставлением за епископами власти отказывать недостойным кандидатам, представляемым мирянами. Вместе с другими подобными случаями видно, что все время между епископатом и мирянами велась борьба за влияние на церковные дела.

В 1522 г. на Киевскую кафедру был поставлен митрополит Иосиф III, из епископов Полоцких. Во время его оправления усиливалась тенденция к дерусификации Литвы. Также немало стесняло права Церкви весьма часто использовавшееся право короля и других светских людей подавания церковных земель, монастырей и храмов кандидатам по своему усмотрению, часто светским людям, даже неправославного исповедания.

В 1530 г. скончался князь Константин Иванович Острожский, бывший главнейшим защитником православия на западной Руси. А через четыре года отошел в вечность митрополит Иосиф III, еще при жизни согласившийся передать митрополию епископу Луцкому и Острожскому Макарию. За Макария ходатайствовали перед Сигизмундом королева и воевода, оба латинской веры, а также многочисленные князья и бояре православные, что показывает, до какого жалкого положения была доведена Русская Церковь в Литве.

Во время митрополита Макария II был решен важный вопрос о Галицкой митрополии. Латинское духовенство, назначавшее митрополичьих наместников, было заинтересовано в подборе кандидатов слабых и безвольных. Православные постоянно жаловались на них митрополиту, и дело дошло даже до того, что для совершения треб приходилось бежать через границу в Венгрию и Турцию к православным волошским епископам. Такая ситуация не была выгодной уже самой польской государственности. Русские же добивались, чтобы им был поставлен местный епископ, как викарий Киевского митрополита. Спустя несколько лет, через множество препон и противления со стороны латинян, многочисленные взятки Сигизмунду и королеве Боне в 1539 г. епископом митрополии Галицкой стал Макарий Тучапский, из львовских мещан. Новопоставленный владыка возобновил учреждение «крылоса», как органа епископского управления. При его правлении стала возрастать активная роль мирян в церковной жизни, утверждались новые православные братства.


  1. Карташев А. «История Русской Церкви». С. 702 []