В первой половине XVI века Европу захлестнула волна реформации, докатившаяся и до польско-литовского государства.
Борьба Православия с иезуитами и протестантством и новые, усиленные попытки к унии (1555-1589 гг.)
Несмотря на жесткие меры, препятствующие распространению протестантизма, сам сын Сигизмунда I, Сигизмунд II Август, будущий польско-литовский государь, увлекся новыми заманчивыми идеями. После смерти отца и воцарения Сигизмунда II «наступила фактически свобода для протестантского вероисповедания» ((Карташев А. «История Русской Церкви». С. 719)).
Из-за осуществления перевода всей Библии и новых вероучительных книг на польский язык началась настоящая мода на протестантизм: польские литераторы, литовская аристократия и даже латинское духовенство массами переходило в протестантство. Достаточно упомянуть тот факт, что Киевский латинский бискуп Николай Пац «сложил сан, женился и сделался протестантом-мирянином» ((Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. С. 189)).
К сожалению, пропаганда дошла и до православной знати, также в большом количестве изменявшей вере предков. В дальнейшем, после проведения реакционных действий римо-католиков, все эти семейства были уведены в латинство и окончательно потеряли связь с православием. Для совращения же простого русского люда был прислан специальный пастор-проповедник Симон Будный, создававший и печатавший книги на русском языке. Но нет худа без добра: при общей веротерпимости Сигизмунда II оказалось возможным отменить некоторые унизительные для православных государственные постановления. В частности, был снят запрет Городельского постановления 1413 года православным (впрочем, как и всем некатоликам) занимать государственные и общественные должности ((Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. С. 194)).
Также свой негативный отпечаток оказывала традиция раздачи «духовных хлебов». Часто киевскую кафедру занимали люди недостойные: либо корыстные предприниматели, такие как Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.), либо неспособные влиять на ход церковной жизни (Иона III Протасевич (1568-1576 гг.), Онисифор Девочка (1579-1589 гг.)).
Через некоторое время после полномасштабного наступления протестантизма на польско-литовское общество не замедлила активизироваться римо-католическая реакция. Всерьез озабоченные неприглядным положением дел, латиняне привели новообразованный орден иезуитов, специально созданный для борьбы с реформацией, сначала в Польшу (1564 г.), а затем и в Литву (1569 г.). Были созданы латинские школы – коллегии – с бесплатным обучением, значительное внимание уделялось проповеди на богослужении, проведению пышных торжественных процессий и делам милосердия. В целом, это все не могло не привлекать массы людей обратно в крепкие объятия римо-католиков ((Карташев А. «История Русской Церкви». С. 730)).
Но вместе с борьбой против реформации иезуиты преследовали также цель латинизации православного населения, горячо поддерживаемые государством. В ответ на это силами православных князей и братств стал решаться вопрос просвещения среди русских. Создавались духовные училища, развивалось типографское дело. В 1569 г. бежавшим из Москвы Иваном Федоровым было напечатано Евангелие учительное, затем Псалтирь. В 1581 г. была напечатана знаменитая Острожская Библия. Также печатались и апологетические сочинения против униатских изданий католиков ((Тальберг Н. «История Русской Церкви». С. 295)).
Но все же силы в противодействии были не равные. Общая весьма тягостная ситуация для православных в польско-литовском государстве неминуемо приближалась к своей кульминации – заключению унии.
Оставить комментарий