В то время, как Строитель Антоний находился в Москве больным, а монастырем правил казначей Геннадий, Господу угодно было прославить Берлюковскую пустынь чудодейственною силою, проявившеюся от иконы, именуемой «Лобзание Христа Спасителя Иудою».
Обстоятельства прославления этой иконы были следующие.
В селе Кудинове, находящемся в 15 верстах от Берлюковской пустыни, была некая женщина уже немолодых лет, по имени Татьяна Ивановна Кузнецова, более 20 лет страдавшая от глазной болезни, и хотя она немало лечилась, но однако облегчения не получила, и наконец совершенно ослепла. Не веря уже более искусству врачей, она стала усердно молиться Господу и просить помощи у Врача душ и телес; и когда однажды, после продолжительной и усердной молитвы, уснула, видела сон: ей явился некий благолепный муж, который спросил ее: «Хочешь ли быть здоровою и прозреть?» — «Всегда о том молю Господа, но, знать, за грехи мои тяжкие Он лишил меня окаянную дневного света», — отвечала она. Неизвестный муж показал ей икону Христа Спасителя и сказал: «Отслужи молебен перед сею иконою, и Господь исцелит тебя». Проснувшись, слепая стала рассказывать домашним свой сон, и какую она видела икону; но такую никто и не видывал, и где бы найти ее не могли и придумать.
На следующую ночь слепой опять явился тот же благолепный муж и с негодованием спросил ее: «Что же не исполняешь ты своего обещания отслужить молебен?» — «Родимый ты мой, — сказала слепая. – И готова бы я исполнить, рада была радешенька, да не знаю, где мне найти икону; тебя то я не спросила, а ты мне ничего не сказал». – «Иди в Берлюковскую пустынь, там найдешь эту икону, отслужи перед нею молебен и получишь прозрение».
На утро слепая опять рассказала свой сон и стала просить, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде туда начала расспрашивать тамошних монахов, где икона, но такой, про какую рассказывала слепая, никто из монахов и не видывал, а потому совершили молебствие перед местною иконою Спасителя, но слепая исцеления не получила.
По прошествии некоторого времени, болящая снова удостоилась видения, и ей открыто было, что виденная ею во сне икона находится в монастырской хлебопекарне. Во второй раз повезли слепую в Берлюковскую пустынь и, по ее указанию, действительно нашли в хлебне ветхую и древнюю икону, но до того уже от времени потемневшую, что едва возможно было разобрать изображение. Икону омыли и отерли. Стали спрашивать слепую: какую икону она видела? – «Твердо помню, — сказала слепая. – Что позади Батюшки Спасителя было два воина: один держал его ручки, а другой поднял кверху веревки, а спереда Иуда окаянный лез Его, Батюшку, лобызать».
«Действительно так!», — воскликнул иеромонах, объятый благоговейным ужасом. Начали молебствие, совершили водоосвящение, больной дали испить св. воды. Когда она омыла св. водой свои острупленные глаза, струпы, смежавшие ее веки, мгновенно отпали, и она, в продолжении 20 лет не видевшая зги Божьей, совершенно прозрела. С неописанным восторгом она схватила Св. икону, прижимала ее к себе, лобызала и орошала лик Христа Спасителя теплейшими слезами, потоками струившимися из ее отверзшихся очей.
Это событие, несомненное проявление благодати Божией в чудодейственной силе Его Святой иконы, тотчас повсюду огласилось. На следующий день неисчислимое множество народа из окрестностей стало стекаться в монастырь, и просили служить молебны чудотворной иконе. Молебны начинали служить с самого раннего утра и продолжали до глубокой ночи, и народное стечение было так велико, что хлебня постоянно была наполнена народом. Переждать находившихся там было невозможно, и некоторые видя, что войти дверями нечего и думать, покушались влезть окнами. Быть может, во все время своего существования, Берлюковская пустынь не видела такого множества богомольцев, как в первое время прославления чудотворной иконы Христа Спасителя.
Казначей Геннадий пришел в совершенное недоумение, что ему делать: оставлять долее икону в хлебнее, по причине множества богомольцев, не умещавшихся в ней, было невозможно, а самовольно вынести ее в храм он не решался. Видя быстро возраставшее число богомольцев, он решился вечером взять икону, и в ночь отправился с нею в Москву к Владыке, чтобы показать ему икону и подробно сообщить о всех обстоятельствах прославления ее. Испросить разрешение перенести эту икону на место, где бы она была более доступна для желающих приложиться к ней. С разрешения Владыки, в десятое воскресение по Пасхе, совершено было перенесение иконы из хлебной в Троицкий собор, где и поставлена она в столбе в место для нее устроенное в приделе Святителя и Чудотворца Николая. Перенесение совершено крестным ходом при великом стечении народа.
Много было различных исцелений, но, к сожалению, в то время никто из находившихся в монастыре не подумал о том, чтобы записывать все эти случаи.
***
Но вот те, которые в первоначальное прославление иконы были по распоряжению Епархиального начальства, засвидетельствованы местными благочинными и подтверждены показаниями свидетелей-очевидцев.
- Московского уезда, села Владычнева, крестьянская вдова Авдотья Тихоновна страдала головною болезнью и едва могла видеть свет от боли глаз; лечилась, но не получила облегчения. А по совершении молебствия с водосвятием у иконы и по омытии водою лица и глаз, она совершенно исцелилась и мгновенно прозрела. Случилось это в июне 1829 года.
- Московской губернии, Богородского уезда, деревни Чижовой, пятилетний сын крестьянина Харитона Егорова, Стефан, от рождения имевший иссохшие ноги, совершенно не мог ходить. По совершении молебствия перед чудотворною иконою и по омовению его св. водою, мальчик на третий день стал ходить вполне свободно. В июне 1829 года.
- Вотчины Пр. Ив. Давыдовой, одиннадцатилетняя дочь крестьянина Егора Филиппова, Анна, с детства одержимая глазною болезнью, от которой левый глаз у нее даже совсем закрылся, после молебствия с водоосвящением, в тот же день получила совершенное исцеление.
- Московской губернии, Богородского уезда, в селе Мизинове проживала крестьянка Дмитровского уезда Марья Яковлева, от роду 50 лет, которая в продолжении 17 лет была бесноватою, а по отпетии молебствия с водосвятием перед иконой Спасителя, получила совершенное исцеление.
- Богородского уезда, вотчины Г. Протасьева, деревни Исаковой, дочь крестьянина Якова Герасимова Китова, Мария, с 1827 года, болевшая левым глазом, на котором от боли образовалось бельмо, также получила исцеление. В июле 1829 года.
- Калужский купец, у которого иссохли ноги, получил от иконы исцеление, и на следующий год приехал в монастырь совершенно здоровый. В 1830 году.
«Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус» чудодейственною силою св. иконы Своея, яже не писана суть.
Иеромонах Нил. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. 1875 г.
Оставить комментарий