В то время, как Строитель Антоний находился в Москве больным, а монастырем правил казначей Геннадий, Господу угодно было прославить Берлюковскую пустынь чудодейственною силою, проявившеюся от иконы, именуемой «Лобзание Христа Спасителя Иудою».

Обстоятельства прославления этой иконы были следующие.

В селе Кудинове, находящемся в 15 верстах от Берлюковской пустыни, была некая женщина уже немолодых лет, по имени Татьяна Ивановна Кузнецова, более 20 лет страдавшая от глазной болезни, и хотя она немало лечилась, но однако облегчения не получила, и наконец совершенно ослепла. Не веря уже более искусству врачей, она стала усердно молиться Господу и просить помощи у Врача душ и телес; и когда однажды, после продолжительной и усердной молитвы, уснула, видела сон: ей явился некий благолепный муж, который спросил ее: «Хочешь ли быть здоровою и прозреть?» — «Всегда о том молю Господа, но, знать, за грехи мои тяжкие Он лишил меня окаянную дневного света», — отвечала она. Неизвестный муж показал ей икону Христа Спасителя и сказал: «Отслужи молебен перед сею иконою, и Господь исцелит тебя». Проснувшись, слепая стала рассказывать домашним свой сон, и какую она видела икону; но такую никто и не видывал, и где бы найти ее не могли и придумать.

Чудотворный образ «Лобзание Иисуса Христа Иудой»На следующую ночь слепой опять явился тот же благолепный муж и с негодованием спросил ее: «Что же не исполняешь ты своего обещания отслужить молебен?» — «Родимый ты мой, — сказала слепая. – И готова бы я исполнить, рада была радешенька, да не знаю, где мне найти икону; тебя то я не спросила, а ты мне ничего не сказал». – «Иди в Берлюковскую пустынь, там найдешь эту икону, отслужи перед нею молебен и получишь прозрение».

На утро слепая опять рассказала свой сон и стала просить, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде туда начала расспрашивать тамошних монахов, где икона, но такой, про какую рассказывала слепая, никто из монахов и не видывал, а потому совершили молебствие перед местною иконою Спасителя, но слепая исцеления не получила.
По прошествии некоторого времени, болящая снова удостоилась видения, и ей открыто было, что виденная ею во сне икона находится в монастырской хлебопекарне. Во второй раз повезли слепую в Берлюковскую пустынь и, по ее указанию, действительно нашли в хлебне ветхую и древнюю икону, но до того уже от времени потемневшую, что едва возможно было разобрать изображение. Икону омыли и отерли. Стали спрашивать слепую: какую икону она видела? – «Твердо помню, — сказала слепая. – Что позади Батюшки Спасителя было два воина: один держал его ручки, а другой поднял кверху веревки, а спереда Иуда окаянный лез Его, Батюшку, лобызать».

«Действительно так!», — воскликнул иеромонах, объятый благоговейным ужасом. Начали молебствие, совершили водоосвящение, больной дали испить св. воды. Когда она омыла св. водой свои острупленные глаза, струпы, смежавшие ее веки, мгновенно отпали, и она, в продолжении 20 лет не видевшая зги Божьей, совершенно прозрела. С неописанным восторгом она схватила Св. икону, прижимала ее к себе, лобызала и орошала лик Христа Спасителя теплейшими слезами, потоками струившимися из ее отверзшихся очей.

Это событие, несомненное проявление благодати Божией в чудодейственной силе Его Святой иконы, тотчас повсюду огласилось. На следующий день неисчислимое множество народа из окрестностей стало стекаться в монастырь, и просили служить молебны чудотворной иконе. Молебны начинали служить с самого раннего утра и продолжали до глубокой ночи, и народное стечение было так велико, что хлебня постоянно была наполнена народом. Переждать находившихся там было невозможно, и некоторые видя, что войти дверями нечего и думать, покушались влезть окнами. Быть может, во все время своего существования, Берлюковская пустынь не видела такого множества богомольцев, как в первое время прославления чудотворной иконы Христа Спасителя.

Казначей Геннадий пришел в совершенное недоумение, что ему делать: оставлять долее икону в хлебнее, по причине множества богомольцев, не умещавшихся в ней, было невозможно, а самовольно вынести ее в храм он не решался. Видя быстро возраставшее число богомольцев, он решился вечером взять икону, и в ночь отправился с нею в Москву к Владыке, чтобы показать ему икону и подробно сообщить о всех обстоятельствах прославления ее. Испросить разрешение перенести эту икону на место, где бы она была более доступна для желающих приложиться к ней. С разрешения Владыки, в десятое воскресение по Пасхе, совершено было перенесение иконы из хлебной в Троицкий собор, где и поставлена она в столбе в место для нее устроенное в приделе Святителя и Чудотворца Николая. Перенесение совершено крестным ходом при великом стечении народа.
Много было различных исцелений, но, к сожалению, в то время никто из находившихся в монастыре не подумал о том, чтобы записывать все эти случаи.

***

Но вот те, которые в первоначальное прославление иконы были по распоряжению Епархиального начальства, засвидетельствованы местными благочинными и подтверждены показаниями свидетелей-очевидцев.

  1. Московского уезда, села Владычнева, крестьянская вдова Авдотья Тихоновна страдала головною болезнью и едва могла видеть свет от боли глаз; лечилась, но не получила облегчения. А по совершении молебствия с водосвятием у иконы и по омытии водою лица и глаз, она совершенно исцелилась и мгновенно прозрела. Случилось это в июне 1829 года.
  2. Московской губернии, Богородского уезда, деревни Чижовой, пятилетний сын крестьянина Харитона Егорова, Стефан, от рождения имевший иссохшие ноги, совершенно не мог ходить. По совершении молебствия перед чудотворною иконою и по омовению его св. водою, мальчик на третий день стал ходить вполне свободно. В июне 1829 года.
  3. Вотчины Пр. Ив. Давыдовой, одиннадцатилетняя дочь крестьянина Егора Филиппова, Анна, с детства одержимая глазною болезнью, от которой левый глаз у нее даже совсем закрылся, после молебствия с водоосвящением, в тот же день получила совершенное исцеление.
  4. Московской губернии, Богородского уезда, в селе Мизинове проживала крестьянка Дмитровского уезда Марья Яковлева, от роду 50 лет, которая в продолжении 17 лет была бесноватою, а по отпетии молебствия с водосвятием перед иконой Спасителя, получила совершенное исцеление.
  5. Богородского уезда, вотчины Г. Протасьева, деревни Исаковой, дочь крестьянина Якова Герасимова Китова, Мария, с 1827 года, болевшая левым глазом, на котором от боли образовалось бельмо, также получила исцеление. В июле 1829 года.
  6. Калужский купец, у которого иссохли ноги, получил от иконы исцеление, и на следующий год приехал в монастырь совершенно здоровый. В 1830 году.

«Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус» чудодейственною силою св. иконы Своея, яже не писана суть.

Иеромонах Нил. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. 1875 г.