Праздник Воскресения Христова, Святой Пасхи, занимает центральное место среди всех христианских праздников – “праздников праздник и торжество торжеств”. После дня Пасхи вся Светлая седмица составляет как бы один продолжительный день – праздник.

Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они будут закрыты.

В эти дни богослужения совершаются по особому чину. Каждый день на утрене поётся Пасхальный канон – творение великого гимнотворца преподобного Иоанна Дамаскина. Также он читается при подготовке к Причастию. А ведь далеко не всем известна история его появления.

Современниками св. Иоанна были такие известные гимнографы как прп. Косьма Маюмский, Иосиф Песнописец и другие. На это время (VIII век) пришлось составление служб двунадесятым и великим праздникам, утверждено пение на 8 гласов, были введены новые структуры, являющиеся сегодня неотъемлемой составляющей православного богослужения.

При написании пасхальной службы возник спор, кому быть автором канона – наиболее содержательной и объемной формы песнопений. Кроме св. Иоанна, горячее желание в осуществлении этого изъявил прп. Косьма. В конечном счёте оба договорились написать канон, а потом решить, чей включать в праздничную службу.

Вопрос был решен при личной встрече двух великих творцов церковных песнопений. Первым начал петь свой канон прп. Иоанн. И когда он дошел до тропаря:

«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя»,

св. Косьма остановил его, тем самым признав себя «побежденным».

И теперь, читая тропари пасхального канона, слушая их на богослужении, мы «побеждаемся» этими удивительными словами, облекшими в словесную плоть тайну Воскресения Христова. Через столетия и до скончания века творение св. Дамаскина будет помогать нам приблизиться и заново переживать Торжество Победителя смерти – Господа нашего Иисуса Христа.